Евангелие говорит о том, что человек создан для блага гораздо большего, чем что бы то ни было, что мы могли бы обрести здесь, на земле. Для настоящей, подлинной жизни, в которой мы только и будем полностью и абсолютно счастливы. Пока мы не вошли в эту жизнь, мы находимся на чужбине, скорбя и вздыхая в этой долине плача. В этом мире нет того, что могло бы утолить глубочайшую жажду наших душ. Как сказал, обращаясь к Богу, блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Все блага этого мира не могут сделать нас совершенно счастливыми. Последняя модель гаджета, которую человек с таким волнением достал из коробки, устареет через полгода — как и все блага, которые можно купить за деньги. Несравненно важнее то, что за деньги купить нельзя — отношения с людьми. Но мы знаем, что все они обречены. Иногда они распадаются, потому что люди оказываются неспособны ужиться друг с другом. Но даже если человек обрел настоящую любовь и подлинную дружбу — она закончится с приходом «разрушительницы наслаждений и разлучительницы собраний», то есть смерти. Смерть всегда маячит где-то в фоне нашей жизни, и мы всегда знаем, что все, кого мы любим, умрут, как и мы сами.
И вот Евангелие говорит о благе, которое мы не утратим никогда. О счастье, которое мы не потеряем. О Боге, который возлюбил нас и искупил в Иисусе Христе, чтобы дать нам жизнь вечную и блаженную. Мы можем обрести эту жизнь покаянием и верой — или упустить эту возможность через неверие и противление. Это — самое важное, что только может быть в жизни. Как говорит Господь Иисус: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36).
В самом деле, каковы бы ни были ваши мирские приобретения, какие великие богатства вы бы ни приобрели, какие бы великие победы вы ни одержали — вы не возьмете их с собой в могилу. Что бы вы ни считали важным, ценным, достойным того, чтобы ради этого трудиться — все это выскользнет у вас из рук.
Часто люди пытаются преодолеть сознание своей смертности, прилепившись к чему-то, что кажется им прочным, почти вечным — государству, нации, корпорации. Но где теперь устрашающая мощь древней Ассирии? Где блеск Вавилона? Где великолепие древнего Рима? Где их великие государи? Все это исчезло и занесено песками времен — как будут занесены и нынешние могучие державы.
За что бы мы не ухватились в этом мире — все обречено на тление. Евангелие говорит, что, в отличие от тысячелетних империй, люди вечны — и ваша душа, как и души других людей, есть нечто гораздо более важное и ценное в очах Бога. И, чтобы обрести вечное спасение, мы должны ухватиться за Христа и искать Его воли — и именно Его воля должна определять то, как мы видим мир, наши оценки и наши поступки.
Мы находимся под постоянным давлением мира, который требует от нас принять его ценности и его оценки, как будто для нас самым важным должно быть то или иное мирское дело, те или иные государи, их вражды и распри, и ради них мы должны оставить заповеди Христовы. Но нам стоит вновь и вновь приводить себе на память то, что сказал Он сам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36).