Вознесение Господа Иисуса Христа - это финальное событие Его земного служения, при этом часто остающееся как бы «в тени» других значимых вех жизни Спасителя - Рождества, Распятия и Воскресения. Вместе с тем, Вознесение - это фактически последнее событие земной жизни Христа в Евангелии от Луки (условно говоря, «истории Иисуса») и первое - в книге Деяний Апостолов того же авторства («история Церкви»). Вознесение, таким образом, - это своего рода важнейший водораздел, предваряющий рождение Церкви. И в очередной раз, Господь Своим Вознесением достигает множества целей, их величественность приоткрыта нам в Священном Писании.
Прежде всего, завершая земное служение именно посредством Вознесения (не исчезновения, к примеру), Господь подтверждает Своё абсолютное послушание Отцу, что угоден Ему во всем. На протяжении всего библейского повествования именно наиболее святые, близкие к Богу праведники возносились на небо (Енох - Быт. 5:24; Пророк Илия - 4 Цар. 2:11). Он был послушен Богу, воплотившись, прожив безгрешную жизнь, «даже до смерти Крестной», «посему Богу превознёс Его» (Флп. 2:6-11). Вознесение окончательно подтверждает авторитет Христа, истинность и надёжность Его обетований, необходимость верующим следовать за Ним - к Отцу, на небеса.
Своим вознесением Христос получил новые особые полномочия. Он возносится на небеса, восседает по правую руку от Отца (положение почёта и авторитета) превыше всякого начальства, власти и имени (Еф. 1:19-23). Он получает ответ на Свою молитву: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Написанные с насмешкой на кресте слова «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37) становятся реальностью. Христос ушёл от Отца как Дух, предвечная Ипостась Троицы. А возвращается к Отцу уже в прославленном теле - как Вечный Человек, при этом Он Агнец «как бы закланный» (Откр. 5:6), то есть, судя по всему, сохраняет на себе следы ран и крестных мучений, чтобы все силы - земные, небесные и преисподние - помнили о Его Жертве.
После Вознесения Христос не отдыхает и не почивает на лаврах былых заслуг. Напротив, начинается новая эра Его служения. Он непрестанно трудится, приготовляя для верующих «небесные обители» (Ин. 14:1-3). Описание небес в книге Откровение, их красота и слава, а также сама продолжительность и тщательность приготовления, свидетельствуют: в Царстве Божьем нас ожидает радостная встреча, радушный прием и множество удивительных открытий.
Но пока этого с нами не произошло, Вознесение открывает для Христа другую возможность - помогать всем верующим на пути, постоянно и непрестанно ходатайствуя перед Отцом за их несовершенства и немощи. Он - совершенный Посредник между Богом и людьми, потому что Сам «прошёл небеса», «будучи всегда жив», «превознесенный выше небес», при этом способный «сострадать нам в немощах наших», потому что был «искушён во всем, кроме греха» (см. Евр. 4:14-16; Евр. 7:24-25).
Однако, Спаситель помогает нам не только Своим заступничеством. Уход Христа - грустное событие для Его ближайших учеников, но в конечном счёте, приобретение для христиан: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:6-7). Вознесение Господне предопределило начало эры Духа, когда Господь не просто с нами, а в нас, постоянно подкрепляя и даруя духовные силы.
Однако, силы эти нужны не только и не столько для личных нужд, сколько для выполнения Великого Поручения (Мф. 28:19). Своим последующим Вознесением Христос начинает эпоху Церкви, принимает полномочия ее Главы, а нам передаёт эстафетную палочку служения - «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). И снова, Он не оставляет нас без помощи и подготовки: «восшед на высоту…», Иисус «дал дары человекам» (Еф. 4:8); поставляет служителей (ст. 11-12), ответственность при этом лежит на каждом верующем, «при действии в свою меру каждого члена» (ст. 16).
Наконец, Вознесение указывает на Второе Пришествие Христово. Об этом сразу же свидетельствуют два Ангела: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Чтобы вернуться, нужно сначала уйти. Поэтому Второе Пришествие будет еще более славным, а томительное ожидание сменится радостью встречи.