анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
О невозможности потерять веру

Сергей Худиев, Москва

Выражение «потерять веру» употребляется довольно часто. На просторах интернета совсем нетрудно встретить людей, которые были христианами, посещали богослужения, кто-то даже проповедовал с амвона, а потом они ушли, заявив о том, что больше не верят. Я с интересом читаю подобные истории, чтобы понять, что побудило людей сделать это, но мне хочется отметить, что говорить о «потере веры» — это ошибка. Такое словоупотребление сбивает с толку.

Можно потерять ключи или мобильник. Можно — попав в трагическую катастрофу — руку или ногу. Потеря — это то, что происходит с нами помимо нашей воли и воспринимается нами с огорчением, как что-то явно нежеланное. «Потеря веры» описывается теми, кто ее пережил, как что-то, напротив, позитивное — они освободились от морока, наваждения или прямо кошмара. Иногда (по их описанию) это действительно так.

Помню, я читал рассказ человека, который воспринял Православие как религию жесткого законничества и принялся «спасаться» что, в его понимании, состояло в возложении на себя (и окружающих) бремен тяжких и неудобоносимых. Через какое-то время его «подвиги» завершились так, как нередко завершается своевольный и преувеличенный аскетизм — тяжелым срывом. Он изменил жене. Это окончательно убедило его в том, что он напрасно потратил годы своей жизни на «подвижничество», что было, увы, и не так далеко от истины. В итоге он ушел от веры.

Но было ли это верой в христианском смысле слова? Это определенно было какого-то рода религией — но было ли это христианством, православным или каким-либо еще? Нет. Человек возложил на себя бремя, которое Бог на него не возлагал, а потом, измучившись, избавился от этого бремени.

Вера — это не то, что помимо воли, «теряют». Это то, что превращается в бремя, которое люди с себя сбрасывают. Почему? Дело даже не в личном грехе — человек, впавший в грех, может сохранить веру и покаяться. Дело в подмене — человек остается религиозным, возможно, даже, глубоко религиозным, но так и не услышавшим, собственно, Благую Весть, так и не нашедшим ту «многоценную жемчужину», о которой говорит Евангелие.

Он может принадлежать к Церкви и «играть по правилам», которые здесь приняты, но эти правила лишены для него смысла и, в конце концов, невыносимо надоедают. Наконец, он решается на открытый бунт и уходит. Но это не «потеря» в том смысле, в котором человек теряет ногу в автокатастрофе. Это решение, которое зреет, обычно, длительное время.

Человек не может «потерять» веру. Вера есть действие воли человека и ее утрата (как и обретение) не может произойти помимо него. Он может отказаться. И тут стоит поставить вопрос — от чего именно он отказывается? Что было этой «верой»? Если вы действительно обрели «многоценную жемчужину», Христа, Его Царство, жизнь вечную и блаженную — вы не откажетесь от нее никогда. Вы будете стоять за нее до смерти. Даже если вы падете — вы встанете.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>