анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
О невозможности потерять веру

Сергей Худиев, Москва

Выражение «потерять веру» употребляется довольно часто. На просторах интернета совсем нетрудно встретить людей, которые были христианами, посещали богослужения, кто-то даже проповедовал с амвона, а потом они ушли, заявив о том, что больше не верят. Я с интересом читаю подобные истории, чтобы понять, что побудило людей сделать это, но мне хочется отметить, что говорить о «потере веры» — это ошибка. Такое словоупотребление сбивает с толку.

Можно потерять ключи или мобильник. Можно — попав в трагическую катастрофу — руку или ногу. Потеря — это то, что происходит с нами помимо нашей воли и воспринимается нами с огорчением, как что-то явно нежеланное. «Потеря веры» описывается теми, кто ее пережил, как что-то, напротив, позитивное — они освободились от морока, наваждения или прямо кошмара. Иногда (по их описанию) это действительно так.

Помню, я читал рассказ человека, который воспринял Православие как религию жесткого законничества и принялся «спасаться» что, в его понимании, состояло в возложении на себя (и окружающих) бремен тяжких и неудобоносимых. Через какое-то время его «подвиги» завершились так, как нередко завершается своевольный и преувеличенный аскетизм — тяжелым срывом. Он изменил жене. Это окончательно убедило его в том, что он напрасно потратил годы своей жизни на «подвижничество», что было, увы, и не так далеко от истины. В итоге он ушел от веры.

Но было ли это верой в христианском смысле слова? Это определенно было какого-то рода религией — но было ли это христианством, православным или каким-либо еще? Нет. Человек возложил на себя бремя, которое Бог на него не возлагал, а потом, измучившись, избавился от этого бремени.

Вера — это не то, что помимо воли, «теряют». Это то, что превращается в бремя, которое люди с себя сбрасывают. Почему? Дело даже не в личном грехе — человек, впавший в грех, может сохранить веру и покаяться. Дело в подмене — человек остается религиозным, возможно, даже, глубоко религиозным, но так и не услышавшим, собственно, Благую Весть, так и не нашедшим ту «многоценную жемчужину», о которой говорит Евангелие.

Он может принадлежать к Церкви и «играть по правилам», которые здесь приняты, но эти правила лишены для него смысла и, в конце концов, невыносимо надоедают. Наконец, он решается на открытый бунт и уходит. Но это не «потеря» в том смысле, в котором человек теряет ногу в автокатастрофе. Это решение, которое зреет, обычно, длительное время.

Человек не может «потерять» веру. Вера есть действие воли человека и ее утрата (как и обретение) не может произойти помимо него. Он может отказаться. И тут стоит поставить вопрос — от чего именно он отказывается? Что было этой «верой»? Если вы действительно обрели «многоценную жемчужину», Христа, Его Царство, жизнь вечную и блаженную — вы не откажетесь от нее никогда. Вы будете стоять за нее до смерти. Даже если вы падете — вы встанете.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>