анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
О невозможности потерять веру

Сергей Худиев, Москва

Выражение «потерять веру» употребляется довольно часто. На просторах интернета совсем нетрудно встретить людей, которые были христианами, посещали богослужения, кто-то даже проповедовал с амвона, а потом они ушли, заявив о том, что больше не верят. Я с интересом читаю подобные истории, чтобы понять, что побудило людей сделать это, но мне хочется отметить, что говорить о «потере веры» — это ошибка. Такое словоупотребление сбивает с толку.

Можно потерять ключи или мобильник. Можно — попав в трагическую катастрофу — руку или ногу. Потеря — это то, что происходит с нами помимо нашей воли и воспринимается нами с огорчением, как что-то явно нежеланное. «Потеря веры» описывается теми, кто ее пережил, как что-то, напротив, позитивное — они освободились от морока, наваждения или прямо кошмара. Иногда (по их описанию) это действительно так.

Помню, я читал рассказ человека, который воспринял Православие как религию жесткого законничества и принялся «спасаться» что, в его понимании, состояло в возложении на себя (и окружающих) бремен тяжких и неудобоносимых. Через какое-то время его «подвиги» завершились так, как нередко завершается своевольный и преувеличенный аскетизм — тяжелым срывом. Он изменил жене. Это окончательно убедило его в том, что он напрасно потратил годы своей жизни на «подвижничество», что было, увы, и не так далеко от истины. В итоге он ушел от веры.

Но было ли это верой в христианском смысле слова? Это определенно было какого-то рода религией — но было ли это христианством, православным или каким-либо еще? Нет. Человек возложил на себя бремя, которое Бог на него не возлагал, а потом, измучившись, избавился от этого бремени.

Вера — это не то, что помимо воли, «теряют». Это то, что превращается в бремя, которое люди с себя сбрасывают. Почему? Дело даже не в личном грехе — человек, впавший в грех, может сохранить веру и покаяться. Дело в подмене — человек остается религиозным, возможно, даже, глубоко религиозным, но так и не услышавшим, собственно, Благую Весть, так и не нашедшим ту «многоценную жемчужину», о которой говорит Евангелие.

Он может принадлежать к Церкви и «играть по правилам», которые здесь приняты, но эти правила лишены для него смысла и, в конце концов, невыносимо надоедают. Наконец, он решается на открытый бунт и уходит. Но это не «потеря» в том смысле, в котором человек теряет ногу в автокатастрофе. Это решение, которое зреет, обычно, длительное время.

Человек не может «потерять» веру. Вера есть действие воли человека и ее утрата (как и обретение) не может произойти помимо него. Он может отказаться. И тут стоит поставить вопрос — от чего именно он отказывается? Что было этой «верой»? Если вы действительно обрели «многоценную жемчужину», Христа, Его Царство, жизнь вечную и блаженную — вы не откажетесь от нее никогда. Вы будете стоять за нее до смерти. Даже если вы падете — вы встанете.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>