анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
О «психологических» объяснениях веры в Бога

Сергей Худиев, Москва

Часть доводов, которые выдвигают против христианской веры, носят психологический характер — предполагается, что веру можно объяснить психологическими причинами. Тем, что у ребенка не было отца, (или был ужасный отец) и он сконструировал себе образ «Отца Небесного», чтобы компенсировать эту потерю. Тем, что у него был замечательный, любящий и заботливый отец, и он спроецировал этот дорогой ему образ на небо.

Тем, что человек напуган этим миром и придумывает себе Бога, который был бы ему прибежищем от горестей и страхов реальной жизни. Тем, что он восхищен этим миром и поэтому воображает за ним благого и премудрого Творца. Тем, наконец, что он человек внушаемый и легко подпадает под чужое влияние, становясь жертвой своего рода «психического заражения». Что можно сказать об этих доводах?

Все они содержат очевидную логическую ошибку. Психологические причины, по которым человек пришел к определенным убеждениям, ничего не говорят об их истинности или ложности. Мы можем привести точно такие же психологические причины неверия — Фрейд, например, упоминает, что его детскую веру в доброго и всемогущего Бога подорвал эпизод, когда его родного отца, в котором он видел всемогущего заступника, безнаказанно оскорбляли какие-то злобные хулиганы.

Мы можем сказать, что человек не верит в Отца Небесного потому, что его родной отец был ужасным человеком и со словом «отец» у него не ассоциируется ничего хорошего; мы можем сказать, что у него, напротив, был прекрасный отец и он вырос в теплице, не видя падшести этого мира и потребности в спасении.

Опровергнем ли мы чьи-либо утверждения об объективной реальности ссылками на его субъективный опыт? Нет, утверждения могут быть истинными (когда они соответствуют действительности) или ложными (когда не соответствуют). Их истинность или ложность определяется именно этим — и личность человека, которых их высказывает, не имеет отношения к делу.

Врач, который говорит о вреде алкоголя, может иметь на это разные причины. Может быть, в детстве его обижали алкоголики. Может быть, он сам — завязавший алкоголик, они часто становятся ярыми трезвенниками. Может быть, ему платят премиальные за лекции о вреде выпивки, и он старается немного заработать. Может быть, он ревностный адепт вероисповедания, в котором запрещен алкоголь.

Как это влияет на истинность или ложность того, что он говорит? Никак. Алкоголь действительно вреден для здоровья, это объективный факт. Если бы мы захотели его опровергнуть, нам понадобились бы объективные доводы, а не ссылки на психологические особенности лектора.

Указывать на его (реальные или предполагаемые) личные причины — значит впадать в логическую ошибку, которая называется Ad Hominem — «апелляция к личности», вернее, в конкретный подвид этой ошибки — argumentum ad hominem circumstantiae — объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами. Этой ошибке противопоставляется аргументация по существу — ad rem или по (объективной) истине — ad veritatem. Именно в эту ошибку и впадают все виды «психологических аргументов» против веры в Бога.
В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах
  Следующие 20 >>