анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Как можно верить в Бога в XXI веке?

Сергей Худиев, Москва

Восклицание «как можно верить в Бога в XXI веке?!», с которым я время от времени сталкиваюсь в сети, так популярно, что его стоит рассмотреть подробнее. Что тут имеется в виду?

Христианская вера делает некоторые утверждения о реальности — мир создан Богом, мы отпали от Него в грех, Бог воплотился в Иисусе Христе, чтобы спасти нас для жизни вечной и блаженной. Их истинность или ложность никак не зависит от течения времени. Если они были истинны в 1-м веке, то остались такими же и в 21-м.

Можно, конечно, считать их ложными (что атеисты и делают), но странно ссылаться при этом на XXI век. Он ничего не меняет. Однако похоже, что отсылки к XXI веку обращаются не к логике как таковой, а к чувству интеллектуального превосходства современности. Люди верят в линейный прогресс — человечество становится все умнее и просвещение и «смеясь, расстается со своим прошлым», полным глупых детских суеверий.

Испуганный ребенок, населявший темноту пугающими духами, которых надо задабривать, подрастает и убеждается, что в темноте никого нет и он может с облечением заняться увлекательным освоением окружающего мира. Как было сказано в одном советском плакате «но науки яркий свет показал, что Бога нет!»

Вера в человеческий прогресс опирается (если не логически, то эмоционально) на несомненный факт прогресса научно-технического — особенно очевидного для нашего поколения. На нашей памяти самые популярные предметы бытовой техники — компьютеры — стали намного более мощными, разрешение экранов резко выросло, графика в компьютерных играх стала гораздо более реалистичной.

Беда здесь в том, что люди путают два разных вида превосходства — знания (и связанные с ними технологии) и мудрость. Знание отвечает на вопрос «как это работает?» «Как мне использовать это в моих целях?». Мудрость отвечает на вопросы «Зачем все это?» «Каковы должны быть мои цели?» «В чем мое подлинное благо и предназначение?» Знания — это про то, как сделать автомобиль. Мудрость — про то, куда на нем ехать.

Качество наших любимых игрушек космически улучшилось — и это факт. Однако из факта научно-технического прогресса никак не следует, что мы превосходим наших предков в мудрости.

Ни у Платона, ни у Аристотеля, ни у блаженного Августина, ни у Фомы Аквинского не было компьютера — у них и бумаги-то приличной не было. Но это не делает счастливых обладателей ноутбуков более мудрыми людьми, чем они. Чтобы быть мудрыми, нужно хотеть этого; мудрость нужно искать, ставить ее своей целью.

«Прогресс» в чисто техническом смысле помогает на какое-то время отвлечься от вопроса «зачем все это». Я могу испытать волнение от нового гаджета — а когда он мне надоест, производители выпустят новый. Это делает мою жизнь более комфортной — но не более осмысленной.

Если в XXI веке вы не можете верить в Бога — прогресс сыграл с вами злую шутку. Вы утратили интерес к мудрости, к поискам цели и смысла человеческой жизни и вас устраивает представление о том, что никакого предназначения в ней нет. Вы не нашли ответы на вопросы, которыми задавались величайшие умы человечества — вы даже не в состоянии осознать эти вопросы. И это не достижение — это потеря.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>