анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
Как можно верить в Бога в XXI веке?

Сергей Худиев, Москва

Восклицание «как можно верить в Бога в XXI веке?!», с которым я время от времени сталкиваюсь в сети, так популярно, что его стоит рассмотреть подробнее. Что тут имеется в виду?

Христианская вера делает некоторые утверждения о реальности — мир создан Богом, мы отпали от Него в грех, Бог воплотился в Иисусе Христе, чтобы спасти нас для жизни вечной и блаженной. Их истинность или ложность никак не зависит от течения времени. Если они были истинны в 1-м веке, то остались такими же и в 21-м.

Можно, конечно, считать их ложными (что атеисты и делают), но странно ссылаться при этом на XXI век. Он ничего не меняет. Однако похоже, что отсылки к XXI веку обращаются не к логике как таковой, а к чувству интеллектуального превосходства современности. Люди верят в линейный прогресс — человечество становится все умнее и просвещение и «смеясь, расстается со своим прошлым», полным глупых детских суеверий.

Испуганный ребенок, населявший темноту пугающими духами, которых надо задабривать, подрастает и убеждается, что в темноте никого нет и он может с облечением заняться увлекательным освоением окружающего мира. Как было сказано в одном советском плакате «но науки яркий свет показал, что Бога нет!»

Вера в человеческий прогресс опирается (если не логически, то эмоционально) на несомненный факт прогресса научно-технического — особенно очевидного для нашего поколения. На нашей памяти самые популярные предметы бытовой техники — компьютеры — стали намного более мощными, разрешение экранов резко выросло, графика в компьютерных играх стала гораздо более реалистичной.

Беда здесь в том, что люди путают два разных вида превосходства — знания (и связанные с ними технологии) и мудрость. Знание отвечает на вопрос «как это работает?» «Как мне использовать это в моих целях?». Мудрость отвечает на вопросы «Зачем все это?» «Каковы должны быть мои цели?» «В чем мое подлинное благо и предназначение?» Знания — это про то, как сделать автомобиль. Мудрость — про то, куда на нем ехать.

Качество наших любимых игрушек космически улучшилось — и это факт. Однако из факта научно-технического прогресса никак не следует, что мы превосходим наших предков в мудрости.

Ни у Платона, ни у Аристотеля, ни у блаженного Августина, ни у Фомы Аквинского не было компьютера — у них и бумаги-то приличной не было. Но это не делает счастливых обладателей ноутбуков более мудрыми людьми, чем они. Чтобы быть мудрыми, нужно хотеть этого; мудрость нужно искать, ставить ее своей целью.

«Прогресс» в чисто техническом смысле помогает на какое-то время отвлечься от вопроса «зачем все это». Я могу испытать волнение от нового гаджета — а когда он мне надоест, производители выпустят новый. Это делает мою жизнь более комфортной — но не более осмысленной.

Если в XXI веке вы не можете верить в Бога — прогресс сыграл с вами злую шутку. Вы утратили интерес к мудрости, к поискам цели и смысла человеческой жизни и вас устраивает представление о том, что никакого предназначения в ней нет. Вы не нашли ответы на вопросы, которыми задавались величайшие умы человечества — вы даже не в состоянии осознать эти вопросы. И это не достижение — это потеря.
В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах
  Следующие 20 >>