Один из аргументов, который часто выдвигают атеисты, называется «аргументом от сокрытости Бога». Он выглядит примерно так: «Если существует любящий Бог, который хочет привести всех людей в общение с Собою, Он мог бы предоставить такие свидетельства Своего существования, которые убедили бы всех людей, которые открыты к истине; однако таких свидетельств нет — есть множество людей, которые искренне убеждены, что Бога нет, и Бог, похоже, не спешит их разубедить — хотя мог бы. Следовательно, Бога просто нет».
Как сказал известный атеист Бертран Рассел, когда его спросили, что он ответит, если все же предстанет перед Богом: «у меня было недостаточно свидетельств». В самом деле — почему Бог, если Он существует — все время прячется?
Это аргумент имеет целый ряд слабых мест и одна из них — проблема искренности. Мы вовсе не так открыты к истине, как думаем. Апостол говорит о людях, которые «подавляют истину неправдою» (Рим.1:18). Такое подавление — не обязательно сознательное действие.
Обратите внимание на людей, яростно спорящих в сети по какому-нибудь политическому вопросу. Каждый из них искренне уверен, что его позиция прекрасно обоснована фактами, ясна как день, получает все новые подтверждения и всякий честный и разумный человек ее разделяет. А те, кто оспаривает ее — либо непроходимо глупы, либо намеренно лгут из страха или за деньги.
Поскольку в этом уверены обе стороны, логически они не могут быть правы одновременно (хотя могут быть одновременно неправы). Они при этом находятся в одном и том же интернете и им доступна одна и та же информация. Следовательно, человек может быть совершенно искренним (то есть далеким от обдуманного, сознательного обмана), располагать доступом ко всем нужным сведениям и тяжело заблуждаться, причем по своей собственной вине — если бы он хотел знать правду, он бы ее знал.
Со стороны глядя, мы, конечно, заметим, что горячая приверженность «своей» стороне искажает восприятие человека и заставляет его воспринимать любую информацию через толстый фильтр, который отсеивает все, что может подорвать его позицию — и подчеркивает все, что может пойти ей на пользу. Мы могли бы заметить, что такой подход интеллектуально нечестен, но эта нечестность не является сознательной. Предвзятость скрывает от человека факт его предвзятости.
С одной стороны, человек игнорирует все, что его не устраивает; с другой — игнорирует сам факт этого игнорирования. Он убежден, что честно и добросовестно рассмотрел все данные — и они полностью подтвердили его позицию.
Когда мы входим в область веры, личная заинтересованность человека становится еще острее — ведь признать притязания Господа Иисуса Христа истинными, значит открыться навстречу самым радикальным переменам в своей жизни, и, возможно, навлечь на себя неприятности. И тот же психологический механизм — предвзятость, которая скрывает себя — проявляется здесь еще сильнее. Мы склонны скрывать от себя свой собственный выбор; особенно, когда подозреваем, что он — неправильный. Ответственность за него возлагается на кого-то еще — в данном случае, на Бога, который не предоставил достаточных свидетельств своего существования. Однако беда в том, что мы можем «отрастить» себе фильтр, через который не пробиваются никакие свидетельства — и отрицать наличие такого фильтра. Мы это делаем все время.
Бог настойчиво ищет общения с нами — это мы отвергаем Его. Мы прячем от себя сам факт этого отвержения. Бог же, со своей стороны, делает все, чтобы привести нас к общению с Собою.