В эти дни (сразу после Православного Рождества) сеть пестрит упоминаниями о «святочных гаданиях» — таковы мол, традиции наших предков и вот, как мы можем им последовать. Тяга людей к гаданиям — как и вообще к разного рода оккультизму — предсказуемо усиливается во время кризисов и бедствий. Но гадания не имеют никакого отношения к православной вере. Напротив, Церковь всегда выступала против них. Почему? Прежде всего, потому, что они строго запрещены в священном Писании: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10-12).
Современному читателю это кажется странным. Кто от этого страдает и кому причиняется вред? Почему Библия говорит о такой безобидной вещи, как гадания с такой жесткостью? Обычно люди понимают под «заповедями Божиими» что-то вроде «правил общечеловеческого общежития». И действительно, вы, по-видимому, не причиняете вреда соседям, если ворожите и гадаете. Но заповеди даются в другом контексте — в контексте завета с Богом. Этот завет строится на вере — я доверяю Богу и ищу Его воли.
Попытки предсказать будущее — не на уровне разумных прогнозов, а пытаясь залезть через черный ход — это попытка контролировать то, что принадлежит Богу.
В этом мире мы находимся в ситуации неуверенности и страха — мы не знаем, что с нами будет завтра. Мы не знали этого и самые благополучные времена — человеческая жизнь хрупка и уязвима, страдание, горе и смерть могут ворваться в нее в любой момент и без предупреждения. Реакция на эту фундаментальную человеческую уязвимость может быть разной. Часто люди ищут хотя бы иллюзорного контроля над ситуацией — я могу знать, что будет, и это даст мне возможность избежать беды. Гадания, астрология и другие подобные практики, как отмечают психологи, это попытка снизить уровень тревожности.
Но там мы мы не найдем покоя и утешения. Мы можем поступить по-другому. Мы можем признать нашу человеческую ограниченность, слабость и смертность. Мы не знаем будущего. Мы только знаем, что в конце концов умрем.
И, признав очевидное, мы можем довериться Богу. Он знает, что будет с каждым из нас. Как говорит псалмопевец: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16).
Знать будущее — не наше дело; наше дело исполнять волю Божию в той ситуации, в которой мы находимся здесь и сейчас. Тогда Бог обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему вечному благу. Как говорит Апостол: « Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Когда мы «выйдем из тела и водворимся у Господа» (2Коринф.5:8), мы оглянемся назад и увидим смысл всего, что происходило с нами — и поймем, зачем это было нужно. Попытки залезть в будущее с черного хода лишают нас веры и отношений с Богом. Именно поэтому они и запрещены.