анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
Ответственность и послушание

Сергей Худиев, Москва

Одно из недоразумений, связанных с Церковью и духовной жизнью — это представление о том, что вера предполагает снятие с себя ответственности, перекладывание бремени своего выбора на кого-то другого: на традицию, на пастырей Церкви, которые должны в деталях объяснить тебе, что делать. Кого-то это отталкивает, кого-то, наоборот, привлекает.

Люди растерянные, пережившие жизненный крах или, напротив, ищущие, где приложить свои силы, могут тянуться к возможности покориться, вверить себя чужому руководству, предоставить кому-то сильному, решительному и, как они надеются, мудрому, определять, во что им верить и как поступать.

Иногда это кончается совсем не хорошо — люди делаются преданными адептами каких-нибудь гуру, «помазанных пасторов» или авторитарных «старцев» вроде бывшего схимонаха Сергия.

С другой стороны, есть люди, которым такая перспектива внушает ужас и отвращение. Они не хотят покоряться людям, в которых не видят ни особенной доброты, ни исключительной мудрости.

На самом деле есть два вида послушания. Одно — не рассуждающее повиновение ученика гуру, когда человек не задается вопросом, чем продиктовано то или иное решение. Другой — когда вы учите, например, иностранный язык. Вам нужно будет дисциплинированно являться на занятия и выполнять задания, которые вам будет давать преподаватель. Отвергая его наставления, вы ничему не научитесь. Но это — не пассивное подчинение - вы активно овладеваете определенным навыком. Ваша цель — научиться понимать новый для вас язык. По мере продвижения вы будете понимать все больше и больше. Сначала вы сможете произнести на нем «добрый день» и «спасибо», потом начнете понимать вывески в аэропорту, потом простые фразы, потом несложные тексты, а потом вы сможете и сами общаться с носителями языка и читать написанную на нем литературу.

Отличие между двумя этими типами послушания в том, что первом случае я хочу избавиться от бремени личных решений. Во втором — измениться, вырасти, понять что-то, что не понимал до этого. Учеба — это не пассивное повиновение; это активный процесс, предполагающий четкое осознание того, чему я хочу научиться.

Какую цель я себе поставил? Если я хочу понять, кто есть Бог, как Он открылся людям, как я могу установить с ним отношения - я буду активно искать людей, у которых могу этому научиться. И я найду их в Церкви — это могут быть мои современники, с которыми я могу поговорить или святые прошлых веков, оставившие свои труды.

Поиск Бога не предполагает не рассуждающего повиновения — Он, как раз, ищет понимания. Почему это так, а не иначе? Как это стало известно? Как мне понять и усвоить ту картину мира, которая стоит за всем этим? Как мне прийти к Богу, которого знали и любили эти святые? И это, конечно, моя ответственность — которую невозможно переложить на кого-то еще.
Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие
  Следующие 20 >>