Одно из недоразумений, связанных с Церковью и духовной жизнью — это представление о том, что вера предполагает снятие с себя ответственности, перекладывание бремени своего выбора на кого-то другого: на традицию, на пастырей Церкви, которые должны в деталях объяснить тебе, что делать. Кого-то это отталкивает, кого-то, наоборот, привлекает.
Люди растерянные, пережившие жизненный крах или, напротив, ищущие, где приложить свои силы, могут тянуться к возможности покориться, вверить себя чужому руководству, предоставить кому-то сильному, решительному и, как они надеются, мудрому, определять, во что им верить и как поступать.
Иногда это кончается совсем не хорошо — люди делаются преданными адептами каких-нибудь гуру, «помазанных пасторов» или авторитарных «старцев» вроде бывшего схимонаха Сергия.
С другой стороны, есть люди, которым такая перспектива внушает ужас и отвращение. Они не хотят покоряться людям, в которых не видят ни особенной доброты, ни исключительной мудрости.
На самом деле есть два вида послушания. Одно — не рассуждающее повиновение ученика гуру, когда человек не задается вопросом, чем продиктовано то или иное решение. Другой — когда вы учите, например, иностранный язык. Вам нужно будет дисциплинированно являться на занятия и выполнять задания, которые вам будет давать преподаватель. Отвергая его наставления, вы ничему не научитесь. Но это — не пассивное подчинение - вы активно овладеваете определенным навыком. Ваша цель — научиться понимать новый для вас язык. По мере продвижения вы будете понимать все больше и больше. Сначала вы сможете произнести на нем «добрый день» и «спасибо», потом начнете понимать вывески в аэропорту, потом простые фразы, потом несложные тексты, а потом вы сможете и сами общаться с носителями языка и читать написанную на нем литературу.
Отличие между двумя этими типами послушания в том, что первом случае я хочу избавиться от бремени личных решений. Во втором — измениться, вырасти, понять что-то, что не понимал до этого. Учеба — это не пассивное повиновение; это активный процесс, предполагающий четкое осознание того, чему я хочу научиться.
Какую цель я себе поставил? Если я хочу понять, кто есть Бог, как Он открылся людям, как я могу установить с ним отношения - я буду активно искать людей, у которых могу этому научиться. И я найду их в Церкви — это могут быть мои современники, с которыми я могу поговорить или святые прошлых веков, оставившие свои труды.
Поиск Бога не предполагает не рассуждающего повиновения — Он, как раз, ищет понимания. Почему это так, а не иначе? Как это стало известно? Как мне понять и усвоить ту картину мира, которая стоит за всем этим? Как мне прийти к Богу, которого знали и любили эти святые? И это, конечно, моя ответственность — которую невозможно переложить на кого-то еще.