анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Что меняет вера в Божество Иисуса?

Сергей Худиев, Москва

Догматический вопрос: «кто такой, на самом деле, Иисус?», — иногда кажется людям, далеким от Церкви, чем-то неважным. Иисус учил каким-то нравственным максимам, что-то такое про любовь к ближнему, а вот считать ли Его Богом... Что это меняет?

На самом деле - все. Христианская вера резко отличается от любой другой системы убеждений. Вы можете быть марксистом, конфуцианцем, буддистом или даосом, вполне понимая, что основатели соответствующих мировоззрений давно умерли. От них остались написанные ими (или их учениками) тексты, традиции, выросшие из того, как люди осмысляли их наследие, сообщества, в которых это наследие хранится и развивается — но их самих давно уже нет.

Христианство — это отношения не с наследием, а с живой Личностью. Как отмечает один исследователь Нового Завета, ранних христиан объединяло убеждение, что Иисус «могущественно жив», с Ним можно войти в общение, которое преображает человеческие жизни настолько радикальным образом, что это можно описать только как «новое рождение» или даже «новое сотворение». Хотя, конечно, мы можем говорить об «учении Иисуса», нам не стоит путать Его с другими учителями. Он подает не только учение — но жизнь вечную и блаженную. Его воскресение — залог того, что Он воскресит и нас, тех то доверится Ему и последует за Ним.

В прямом и буквальном смысле, если вы и я пребудем в правой вере в Него, мы обретем жизнь, в отношении которой слово «счастливая» будет недопустимо бледным. Бог воскресит нас в «нетленных» — то есть не подверженных болезни, увяданию и смерти, телах — и введет в преображенное, прославленное и исцеленное мироздание, где мы будем жить вечно одной бесконечно счастливой семьей, глава которой — сам Бог. Причем вхождение в эту новую жизнь начинается уже сейчас — через общение с Богом и исправление жизни. Поэтому вопрос о том, «кто такой Иисус», может быть для нас не очень важен, пока мы живем без надежды — смерть есть смерть, наше неизбежное увядание кончится небытием. Но если мы приоткрыли дверь, если почувствовали аромат неба, то нам очень важно знать — правда ли это? Можем ли мы на это надеться? А это неизбежно приводит нас к вопросу — может ли Иисус оправдать те надежды, которые на Него возлагают? Кем нужно быть, чтобы даровать нам и прощение грехов, и усыновление Богу, и воскресение из мертвых, и жизнь вечную и блаженную?

Если Иисус — просто великий мыслитель и смелый религиозный реформатор, который умер, как все остальные, разве что особенно трагической смертью, то надеяться нам не на что. Он, в таком случае, вовсе не Победитель Смерти, а такая же ее жертва, как и все мы. Взывать к Нему, уповать на Него, искать Его присутствия бессмысленно. Впрочем, даже если предположить, что в Иисусе мы встречаем кого-то большего, чем человека, архангела или еще кого-то (тут древние и современные ереси предлагают разные варианты), Он едва ли может быть основанием нашей надежды.

Владычество над жизнью и смертью есть только у Бога — «во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс.67:21). Чтобы спасти нас, очистить, исцелить и ввести в вечную и блаженную жизнь самого Бога, нужен Бог. Именно на эту и указывали Отцы Церкви, когда они настаивали на том, что Иисус Христос — целиком и полностью Бог, Он обладает божественной природой, той же, что и Отец.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>