анонсы статьи
новости
20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей
Что меняет вера в Божество Иисуса?

Сергей Худиев, Москва

Догматический вопрос: «кто такой, на самом деле, Иисус?», — иногда кажется людям, далеким от Церкви, чем-то неважным. Иисус учил каким-то нравственным максимам, что-то такое про любовь к ближнему, а вот считать ли Его Богом... Что это меняет?

На самом деле - все. Христианская вера резко отличается от любой другой системы убеждений. Вы можете быть марксистом, конфуцианцем, буддистом или даосом, вполне понимая, что основатели соответствующих мировоззрений давно умерли. От них остались написанные ими (или их учениками) тексты, традиции, выросшие из того, как люди осмысляли их наследие, сообщества, в которых это наследие хранится и развивается — но их самих давно уже нет.

Христианство — это отношения не с наследием, а с живой Личностью. Как отмечает один исследователь Нового Завета, ранних христиан объединяло убеждение, что Иисус «могущественно жив», с Ним можно войти в общение, которое преображает человеческие жизни настолько радикальным образом, что это можно описать только как «новое рождение» или даже «новое сотворение». Хотя, конечно, мы можем говорить об «учении Иисуса», нам не стоит путать Его с другими учителями. Он подает не только учение — но жизнь вечную и блаженную. Его воскресение — залог того, что Он воскресит и нас, тех то доверится Ему и последует за Ним.

В прямом и буквальном смысле, если вы и я пребудем в правой вере в Него, мы обретем жизнь, в отношении которой слово «счастливая» будет недопустимо бледным. Бог воскресит нас в «нетленных» — то есть не подверженных болезни, увяданию и смерти, телах — и введет в преображенное, прославленное и исцеленное мироздание, где мы будем жить вечно одной бесконечно счастливой семьей, глава которой — сам Бог. Причем вхождение в эту новую жизнь начинается уже сейчас — через общение с Богом и исправление жизни. Поэтому вопрос о том, «кто такой Иисус», может быть для нас не очень важен, пока мы живем без надежды — смерть есть смерть, наше неизбежное увядание кончится небытием. Но если мы приоткрыли дверь, если почувствовали аромат неба, то нам очень важно знать — правда ли это? Можем ли мы на это надеться? А это неизбежно приводит нас к вопросу — может ли Иисус оправдать те надежды, которые на Него возлагают? Кем нужно быть, чтобы даровать нам и прощение грехов, и усыновление Богу, и воскресение из мертвых, и жизнь вечную и блаженную?

Если Иисус — просто великий мыслитель и смелый религиозный реформатор, который умер, как все остальные, разве что особенно трагической смертью, то надеяться нам не на что. Он, в таком случае, вовсе не Победитель Смерти, а такая же ее жертва, как и все мы. Взывать к Нему, уповать на Него, искать Его присутствия бессмысленно. Впрочем, даже если предположить, что в Иисусе мы встречаем кого-то большего, чем человека, архангела или еще кого-то (тут древние и современные ереси предлагают разные варианты), Он едва ли может быть основанием нашей надежды.

Владычество над жизнью и смертью есть только у Бога — «во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс.67:21). Чтобы спасти нас, очистить, исцелить и ввести в вечную и блаженную жизнь самого Бога, нужен Бог. Именно на эту и указывали Отцы Церкви, когда они настаивали на том, что Иисус Христос — целиком и полностью Бог, Он обладает божественной природой, той же, что и Отец.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>