анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Христианство — не есть традиционная религия

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто доводится читать, что религия важна тем, что она играет огромную культурную и общественную роль. Религия — это то, что помогает нам поддерживать национальную идентичность, снабжает нас символами и ритуалами, которые помогают нам переживать нашу общность друг с другом. Она (и это тоже очень важно) объединяет нас с нашими предками, помогает обрести наше место в «великом сообществе умерших, живых и еще не родившихся». Нельзя сказать, что это неправда. Наша история, наш язык, наша литература и искусство во многом сформировано поколениями христианской веры. Именно Евангелие сделало нас, носителей определенной культуры, теми, кто мы есть — являемся ли мы лично верующими или нет.

Верно и то, что отказ от христианства отнюдь не приводит к торжеству разума и науки — освободившееся место заполняется идеологиями самого мрачного толка, как мы видели это в ХХ веке. Но, когда начинаем воспринимать эту культурную и историческую сторону христианства как самую важную, мы сталкиваемся с рядом проблем.

Прежде всего, такого рода христианство отлично обходится без Бога — есть немало людей, которые глубоко привержены православию (а в других странах это может быть католичество или протестантизм) но при этом не верят в Бога.

В самом деле, можно любить нашего родного Деда Мороза, с негодованием относиться к перспективе вытеснения его чуждым Санта-Клаусом, ни минуты не веря, что Дед Мороз существует на самом деле. Можно быть глубоко приверженным национальной религии, но при этом не верить в Бога. Кроме того, те же соображения (национальной идентичности и общественной пользы) могут быть развернуты и против христианства.

Индуистские националисты, например, видят в христианских миссионерах врагов, которые пытаются отторгнуть людей от их исконной веры и духовно ослабить Индию. Примерно то же самое говорят буддисты в Мьянме. Да и язычники в римской империи преследовали христиан как «всесветных возмутителей» (Деян.17:6), которые разрушают их общество и подрывает их образ жизни.

В конце концов, религиозные традиции, обеспечивающие связь людей друг с другом и с почитаемыми предками, были везде.

Зачем Апостолы проповедовали Благую весть, если с ролью общественных скреп неплохо справлялись и традиционные языческие религии?

Мы можем (и должны) быть благодарны за нашу христианскую историю — и, особенно, за святых, которые были явлены в ходе этой истории. И, действительно, христианство принесло обществу великие блага. Но его главное содержание не в этом и следовать ему мы должны не поэтому. Христианство — истина. Мир действительно сотворен триединым Богом, мы отпали от Него в грех, Он искупил нас во Христе, и призывает нас к жизни вечной и блаженной за пределами всех земных целей и устремлений.

Эта вечная жизнь — благо несопоставимо более великое, чем что бы то ни было в этом мире. Тысячу лет назад самым могущественным, богатым и культурным государством в мире была Восточная Римская Империя. Она представлялась вечной — а ее столица, Константинополь, был величайшим городом мира. Сейчас ее давно уже нет. Бывший Константинополь называется по-другому и там живет совсем другой народ, с другим языком, верой и обычаями. Но люди, которые, покаянием и верой, вошли в жизнь вечную и блаженную тогда — тысячу лет назад — и сейчас пребывают в раю. Люди бесконечно более долговечны, чем империи и культуры. Ваша принадлежность Христу бесконечно важнее вашей принадлежности определенному обществу и культуре. Обретете ли вы жизнь вечную и блаженную определятся не тем - русский вы, индиец или бирманец и не тем - верны ли вы традициям ваших предков, а исключительно тем, пребываете ли вы в завете со Христом.

Может получиться, что традиции вашего народа этому помогают — если вы родились в христианской стране и слышали имя Христово с пеленок. А может получиться наоборот — ваши сограждане поклоняются совсем другим богам и смотрят на христианство как на подозрительную иностранную инфекцию.

Традиции сами по себе вещь нейтральная — они могут передавать вам истину, а могут — и ложь. Как говорит Иеремия: «Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы"»(Иер.16:19).

Мы можем принадлежать к традиционно христианской культуре (и быть благодарными за это). Но мы принимаем христианскую картину мира не поэтому, а потому, что она истинна. Таково реальное положение дел, и оно не зависит от нашей культурной или национальной идентичности. Полезно признавать его или нет (в конечном итоге в высшей степени полезно) признавать его мы должны не поэтому.

Единственная причина, по которой Апостолы увещевали язычников «обратиться от сих ложных к Богу Живому» (Деян.14:15) состоит в том, что Бог существует на самом деле, а боги язычников — нет. Мы принимаем христианство не потому, что оно — традиционная религия нашего региона, а только потому, что оно — истинная религия.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>