Как-то один собеседник сказал мне: «вот вы говорите, что Христос управляет Церковью. Но какой управляющий допустил бы такой беспорядок — расколы, конфликты, церковные лидеры, спорящие за власть и почести... Кто бы потерпел такое на своем предприятии?» Это серьезный вопрос, и нам стоит рассмотреть его подробно.
Ответ на него становится ближе, когда мы уточним — если Церковь подобна предприятию, то что она производит? Каков ее конечный продукт?
Церковь производит святых. Это сад, в котором они выращиваются. Святой — это не просто «человек, который ведет себя хорошо». Это человек, который любит Бога и ближнего.
«Хорошее поведение» можно обеспечить внешним контролем, например, китайская система электронного надзора, которой гордятся сами китайцы, и которая так пугает всех остальных, отслеживает поведение людей и назначает им рейтинг. Помогаете старушке перейти дорогу, имеете хорошие отзывы на работе — система учитывает это и повышает вам оценку. Нахамили продавщице или купили вторую бутылку водки за неделю — бесстрастный электронный регистратор снизит рейтинг. А это значит, вам будет труднее получить некоторые товары и услуги, и вообще вы осложните себе жизнь.
Эта система работает — люди, под внимательным электронным надзором, действительно начинают вести себя более про-социально, добросовестно, законопослушно и вежливо.
Да и у нас в крупных городах повсеместные камеры слежения привели к снижению преступности — как-то боязно вырвать у старушки сумочку, зная, что видеозапись этого происшествия тут же будет на всех мониторах полиции.
Но Бог хочет сделать нас людьми, которые поступают правильно, проявляют любовь к Нему и к ближним не из-под палки и не из-под следящей камеры. Повсеместный надзор и социальные рейтинги формируют, в лучшем случае, осторожность. Святость растет только в условиях свободы.
Когда вы не покупаете себе социальный рейтинг, а просто творите добрые дела. Когда вы удаляетесь от беззакония не потому, что боитесь полиции — а потому что искренне не желаете творить зла людям.
Чтобы дать нам вырасти в святых (а именно это есть цель нашей жизни) — Бог как бы отходит в сторону, предоставляя нам самим делать выбор в нашей жизни.
Многие Евангельские притчи — это притчи о хозяине, который делегировал своим слугам власть, оставил им ресурсы и дал поручение, а потом удалился на какое-то время, дав им возможность проявить себя. Некоторые проявляют себя хорошо, хранят верность Ему, мудро используют возможности, которые Он дал — а некоторые совсем наоборот, саботируют порученную им работу, используют свое положение во зло или даже пытаются узурпировать место хозяина.
Рассмотрим, например, притчу о благоразумном рабе. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матф.24:44-51).
Господь использует образ, совершенно понятный его современникам, подданным Римской империи. Римляне правили в значительной степени, через местную знать. Но, чтобы стать правителем какой-то области, человек должен был посетить Рим, получить аудиенцию у императора и получить у него разрешение на власть. Это путешествие было делом долгим, непростым и опасным. Пока аристократ отсутствовал (а это могло занять месяцы и годы) его место могли попытаться захватить другие соискатели. Его слуги могли решить, что господин вернется нескоро (да и непонятно, вернется ли) и начать вести себя как хозяева, никому не подотчетные.
Возвращение настоящего хозяина дома — это момент страшного Суда. Притчи подразумевают, что рабы домовладыки встретят его в разном состоянии. Не все окажутся верны Ему.
Свободой можно злоупотребить — что многие и делают. Но без свободы святость невозможна. Поэтому в саду Божием неизбежны и сорняки, которые не будет выполоты до Страшного Суда.
Это может быть очень тяжело эмоционально, но нельзя сказать, что это как-то опровергает нашу веру. Это предсказано в самом Евангелии.