анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

Сергей Худиев, Москва

Тезис, с которым время от времени приходится сталкиваться в сети — «подлинное учение Иисуса исказил Павел из Тарса». Именно Апостол Павел, как утверждается, является автором того христианства, которое мы знаем — с провозглашением Божества Иисуса и совершенно Им искупления.

Этот тезис популярен у разных групп — он обязателен у мусульман, его охотно повторяют деисты и оккультисты. Его стоит рассмотреть поближе и, когда мы пытаемся сделать это, он расползается по швам, причем сразу нескольким — как чисто исторического, так и богословского характера.

Обычно никто не отрицает, что Иисус оставил после Себя общину учеников. В самом деле, от кого бы еще мы могли бы знать хоть что-то о Нем? И вот тезис о Павле-исказителе требовал бы признать, что один человек, не знавший Иисуса в годы Его земного служения, каким-то образом сумел навязать всей этой общине учеников (знавших Иисуса лично) свое (ложное) понимание Его Личности и учения.

Апостолы провели с Иисусом три года, хорошо Его знали, любили и почитали — и вот со стороны появляется недавний гонитель и полностью меняет все, во что они верили относительно своего Учителя. Насколько это правдоподобно даже по чисто человеческим меркам?

Представим себе другого авторитетного учителя — скажем, почитаемого раввина или шейха, который сплотил вокруг себя общину учеников и последователей. И вот со стороны приходит кто-то, кто полностью искажает его учение. Насколько вероятным мы сочли бы такое развитие событий?

Если бы мы услышали, что учение, скажем, рабби Менахема Шнеерсона полностью искажено и подменено одним-единственным злоумышленником, которому удалось полностью перехватить на себя его наследие, каким-то образом переквасив всех, кто знал этого духовного лидера лично — стали бы мы рассматривать такую версию всерьез?

«Духовный лидер создал общину учеников, но тут со стороны один нехороший человек полностью исказил его учение» — насколько убедительным, в общем случае, мы сочли бы такой сценарий?

Это соображение действенно и на чисто человеческом уровне. Но обычно в «искажении» Апостола Павла обвиняют люди, полагающие самого Иисуса кем-то более значимым, чем просто наставником общины Своих последователей.

«Пророком», «посвященным», «просветленным» — то есть кем-то, обладающим особыми духовными качествами, мудростью и духовным знанием. И вот предполагается, что этому, как все согласны, мудрому и проницательному человеку не удалось то, что удавалось множеству людей в истории — оставить после себя учеников, способных передать Его послание миру.

Он лично их отбирает, три года общается с ними и готовит их к важной миссии — нести Его учение дальше — и вот появляется Апостол Павел и полностью срывает Его план. В каком бы свете это выставляло бы самого Иисуса?

Есть еще целый ряд причин, по которым версия об «искажении послания Иисуса Павлом» выглядит неубедительной, но мы пока остановимся на этих.

Если мы считаем Иисуса великим учителем, нам стоит признать, что Он смог справиться с задачей, с которой множество далеко не столь великих учителей справлялись и до Него — создать общину учеников, которые в состоянии сохранить и верно возвещать Его учение.
В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах
  Следующие 20 >>