анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

Сергей Худиев, Москва

Тезис, с которым время от времени приходится сталкиваться в сети — «подлинное учение Иисуса исказил Павел из Тарса». Именно Апостол Павел, как утверждается, является автором того христианства, которое мы знаем — с провозглашением Божества Иисуса и совершенно Им искупления.

Этот тезис популярен у разных групп — он обязателен у мусульман, его охотно повторяют деисты и оккультисты. Его стоит рассмотреть поближе и, когда мы пытаемся сделать это, он расползается по швам, причем сразу нескольким — как чисто исторического, так и богословского характера.

Обычно никто не отрицает, что Иисус оставил после Себя общину учеников. В самом деле, от кого бы еще мы могли бы знать хоть что-то о Нем? И вот тезис о Павле-исказителе требовал бы признать, что один человек, не знавший Иисуса в годы Его земного служения, каким-то образом сумел навязать всей этой общине учеников (знавших Иисуса лично) свое (ложное) понимание Его Личности и учения.

Апостолы провели с Иисусом три года, хорошо Его знали, любили и почитали — и вот со стороны появляется недавний гонитель и полностью меняет все, во что они верили относительно своего Учителя. Насколько это правдоподобно даже по чисто человеческим меркам?

Представим себе другого авторитетного учителя — скажем, почитаемого раввина или шейха, который сплотил вокруг себя общину учеников и последователей. И вот со стороны приходит кто-то, кто полностью искажает его учение. Насколько вероятным мы сочли бы такое развитие событий?

Если бы мы услышали, что учение, скажем, рабби Менахема Шнеерсона полностью искажено и подменено одним-единственным злоумышленником, которому удалось полностью перехватить на себя его наследие, каким-то образом переквасив всех, кто знал этого духовного лидера лично — стали бы мы рассматривать такую версию всерьез?

«Духовный лидер создал общину учеников, но тут со стороны один нехороший человек полностью исказил его учение» — насколько убедительным, в общем случае, мы сочли бы такой сценарий?

Это соображение действенно и на чисто человеческом уровне. Но обычно в «искажении» Апостола Павла обвиняют люди, полагающие самого Иисуса кем-то более значимым, чем просто наставником общины Своих последователей.

«Пророком», «посвященным», «просветленным» — то есть кем-то, обладающим особыми духовными качествами, мудростью и духовным знанием. И вот предполагается, что этому, как все согласны, мудрому и проницательному человеку не удалось то, что удавалось множеству людей в истории — оставить после себя учеников, способных передать Его послание миру.

Он лично их отбирает, три года общается с ними и готовит их к важной миссии — нести Его учение дальше — и вот появляется Апостол Павел и полностью срывает Его план. В каком бы свете это выставляло бы самого Иисуса?

Есть еще целый ряд причин, по которым версия об «искажении послания Иисуса Павлом» выглядит неубедительной, но мы пока остановимся на этих.

Если мы считаем Иисуса великим учителем, нам стоит признать, что Он смог справиться с задачей, с которой множество далеко не столь великих учителей справлялись и до Него — создать общину учеников, которые в состоянии сохранить и верно возвещать Его учение.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>