Люди (особенно в эти дни) много говорят о борьбе со злом и том, что такая борьба составляет долг всякого честного человека, а уклоняться от нее недопустимо. Необходимо, если не сражаться с оружием в руках, то хотя бы выказывать воинственность в социальных сетях, подбадривать воюющих, изливать свой гнев и ненависть на врагов.
В этом, конечно, нового ничего нет — задолго до появления интернета люди сражались со злом, заливая землю кровью. Но, если мы обратимся к Библии, то обнаружим нечто необычное — и до сих пор не воспринятое миром, несмотря на то, что Библия — самая издаваемая книга, а Христианство — самая распространенная религия.
Библия много говорит о борьбе добра и зла. Новый Завет сравнивает христианина с воином, который должен мужественно подвизаться (то есть совершать подвиги) и переносить страдания. Он есть участник «брани», то есть битвы, он призван «твердо противостоять» врагу. Однако борьба со злом с мирской и с библейской точки зрения выглядит совершенно по-разному. С мирской точки зрения (а мы склонны принимать ее по умолчанию и возвращаться к ней вновь и вновь) зло находится снаружи, и основное средство борьбы с этим злом — принуждение.
Мир делится на хороших людей и плохих, и я принадлежу к хорошим. Победа над злом — это ситуация, когда мы (хорошие) истребили или хотя бы принудили к покорности их (плохих). Отказ бороться с плохими и, прежде всего, угрозами и насилием — это пособничество злу. Хороший человек смело выхватывает меч (или кольт, или калашников) и поражает злодеев. Книга за книгой и фильм за фильмом рисуют именно такую картину. Хороший человек имеет не только право, но и обязанность очищать мир от скверны.
Евангелие говорит о том, что мир не делится таким образом — ты сам грешник, и чем более ты склонен видеть себя ангелом, очищающим мир от зла, тем более помраченным грешником ты являешься. Самые страшные массовые убийцы видели себя как раз возвышенными идеалистами, которые борются со злом за гораздо более справедливый и человеколюбивый мир.
Нам иногда хочется представлять их какими-то монстрами, с которыми мы не можем иметь ничего общего, но это не так. Такие люди как Робеспьер или Дзержинский были людьми высоких идеалов, которые хотели исправить и очистить мир. В процессе у них возникала необходимость много убивать и мучить и, будучи людьми долга, они не боялись запачкаться. Вы не можете очистить мир от скверны, не поубивав множества людей, в том числе, невинных. Впрочем, и поубивав, мир вы тоже не очистите. Он как лежал, так и продолжит лежать во зле.
И вот Библия производит переворот — оказывается, зло, с которым ты должен бороться, находится и внутри тебя тоже. Ты призван сдерживать его натиск там, где ты можешь, в том человеке, свободная воля которого находится под твоим контролем — в себе.
Первый шаг в борьбе со злодеями — не быть злодеем. Это невыносимо для гордости — злодеи это кто угодно, но не я, и не те, кого я считаю своими. В ситуации, когда человек черпает сознание достоинства и смысла в борьбе с врагами, такая мысль принимается в штыки. Но Евангелие именно об этом — Христос начинает Свое общественное служение с проповеди покаяния.
Оказывается, борьба со злом, к которой он нас призывает, состоит в личном покаянии. Мы не призваны принуждать других людей быть хорошими — или умереть. Мы призваны измениться сами, добровольно, отложить наш своевольный мятеж и покориться Иисусу Христу. Пока мы этого не сделали — мы враги сами себе и друг другу.