анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Опыт благодати и бремя доказательства

Сергей Худиев, Москва

Недавно я еще раз столкнулся с еще одним атеистическим доводом — внутренние переживания христиан ничего не доказывают. Как сформулировал это один мой собеседник: «Благодать или внутреннее состояние мирности и счастья, которое человек может испытать при принятии таинств, является сугубо субъективным и неуловимым для измерения или проверки. Таким образом, это не может быть использовано в качестве универсального доказательства».

Христиане нередко говорят о том, как они обрели совершенно новый, переменивший всю их жизнь опыт — опыт веры, молитвы и благодати. Неверующие отвечают — почему должны этому верить? Это происходит только у вас в голове, и не поддается проверке.

Что ответить на это? Вот человек, который пережил подлинное, глубокое обращение — он рассказывает нам о том, что его жизнь шла наперекосяк, он был пьяницей, наркоманом или сидел в тюрьме, но вот он уверовал в Иисуса, покаялся в своих грехах и теперь живет совершенно новой, преображенной жизнью. Переживает ли он иллюзию? Да, скажут атеисты. Но как мы вообще определяем, что человек — во власти иллюзии?

Чтобы понять, что переживания человека иллюзорны, их нужно сопоставить с какой-то опровергающей их реальностью. Например, человек, страдающий определенным душевным расстройством, убежден, что он — женщина, хотя по всем поддающимся проверке параметрам (телосложению, генам и т.д.) он мужчина. Обычно мы полагаем, что наш опыт по умолчанию достойным доверия — мы бы просто не могли бы жить в мире, считая все наши переживания иллюзией. Мы обычно не считаем нужным их доказывать — мы просто им доверяем.

Мы исходим из того, что наши органы чувств правильно воспринимают сигналы из внешнего мира, а наше сознание верно их обрабатывает. Когда мы слышим голос друга, обычно мы не считаем это галлюцинацией. Мы знаем, что у людей бывают галлюцинации, но исходим из того, что чаще всего наш опыт нас не обманывает.

Наше переживание благодати Божией также заслуживает доверия, как и любой другой наш опыт — по крайней мере, до тех пор, пока он не столкнется с каким-то убедительным опровержением. «Бремя доказательства» лежит на том, кто объявляет тот или иной опыт иллюзией — не на том, кто его переживает. Если я заявлю, что вы, на самом деле, мозг, опутанный кабелями, а весь ваш опыт окружающего мира (и даже вашего тела) просто транслируется Вам в мозг (как в фильме «Матрица»), вы, очевидно, не поверите без каких-то решающих доказательств.

Есть ли у нас основания полагать опыт благодати, который переживают Христиане, ложным? Нет. Тем более, что этот опыт переживают множество людей. Если человек говорит о себе, что Христос преобразил Его жизнь, какие у меня основания полагать, что он лжет или бредит? А если таких оснований нет, мне остается ему поверить.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>