анонсы статьи
новости
1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса
Опыт благодати и бремя доказательства

Сергей Худиев, Москва

Недавно я еще раз столкнулся с еще одним атеистическим доводом — внутренние переживания христиан ничего не доказывают. Как сформулировал это один мой собеседник: «Благодать или внутреннее состояние мирности и счастья, которое человек может испытать при принятии таинств, является сугубо субъективным и неуловимым для измерения или проверки. Таким образом, это не может быть использовано в качестве универсального доказательства».

Христиане нередко говорят о том, как они обрели совершенно новый, переменивший всю их жизнь опыт — опыт веры, молитвы и благодати. Неверующие отвечают — почему должны этому верить? Это происходит только у вас в голове, и не поддается проверке.

Что ответить на это? Вот человек, который пережил подлинное, глубокое обращение — он рассказывает нам о том, что его жизнь шла наперекосяк, он был пьяницей, наркоманом или сидел в тюрьме, но вот он уверовал в Иисуса, покаялся в своих грехах и теперь живет совершенно новой, преображенной жизнью. Переживает ли он иллюзию? Да, скажут атеисты. Но как мы вообще определяем, что человек — во власти иллюзии?

Чтобы понять, что переживания человека иллюзорны, их нужно сопоставить с какой-то опровергающей их реальностью. Например, человек, страдающий определенным душевным расстройством, убежден, что он — женщина, хотя по всем поддающимся проверке параметрам (телосложению, генам и т.д.) он мужчина. Обычно мы полагаем, что наш опыт по умолчанию достойным доверия — мы бы просто не могли бы жить в мире, считая все наши переживания иллюзией. Мы обычно не считаем нужным их доказывать — мы просто им доверяем.

Мы исходим из того, что наши органы чувств правильно воспринимают сигналы из внешнего мира, а наше сознание верно их обрабатывает. Когда мы слышим голос друга, обычно мы не считаем это галлюцинацией. Мы знаем, что у людей бывают галлюцинации, но исходим из того, что чаще всего наш опыт нас не обманывает.

Наше переживание благодати Божией также заслуживает доверия, как и любой другой наш опыт — по крайней мере, до тех пор, пока он не столкнется с каким-то убедительным опровержением. «Бремя доказательства» лежит на том, кто объявляет тот или иной опыт иллюзией — не на том, кто его переживает. Если я заявлю, что вы, на самом деле, мозг, опутанный кабелями, а весь ваш опыт окружающего мира (и даже вашего тела) просто транслируется Вам в мозг (как в фильме «Матрица»), вы, очевидно, не поверите без каких-то решающих доказательств.

Есть ли у нас основания полагать опыт благодати, который переживают Христиане, ложным? Нет. Тем более, что этот опыт переживают множество людей. Если человек говорит о себе, что Христос преобразил Его жизнь, какие у меня основания полагать, что он лжет или бредит? А если таких оснований нет, мне остается ему поверить.
Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие
  Следующие 20 >>