Недавно я еще раз столкнулся с еще одним атеистическим доводом — внутренние переживания христиан ничего не доказывают. Как сформулировал это один мой собеседник: «Благодать или внутреннее состояние мирности и счастья, которое человек может испытать при принятии таинств, является сугубо субъективным и неуловимым для измерения или проверки. Таким образом, это не может быть использовано в качестве универсального доказательства».
Христиане нередко говорят о том, как они обрели совершенно новый, переменивший всю их жизнь опыт — опыт веры, молитвы и благодати. Неверующие отвечают — почему должны этому верить? Это происходит только у вас в голове, и не поддается проверке.
Что ответить на это? Вот человек, который пережил подлинное, глубокое обращение — он рассказывает нам о том, что его жизнь шла наперекосяк, он был пьяницей, наркоманом или сидел в тюрьме, но вот он уверовал в Иисуса, покаялся в своих грехах и теперь живет совершенно новой, преображенной жизнью. Переживает ли он иллюзию? Да, скажут атеисты. Но как мы вообще определяем, что человек — во власти иллюзии?
Чтобы понять, что переживания человека иллюзорны, их нужно сопоставить с какой-то опровергающей их реальностью. Например, человек, страдающий определенным душевным расстройством, убежден, что он — женщина, хотя по всем поддающимся проверке параметрам (телосложению, генам и т.д.) он мужчина. Обычно мы полагаем, что наш опыт по умолчанию достойным доверия — мы бы просто не могли бы жить в мире, считая все наши переживания иллюзией. Мы обычно не считаем нужным их доказывать — мы просто им доверяем.
Мы исходим из того, что наши органы чувств правильно воспринимают сигналы из внешнего мира, а наше сознание верно их обрабатывает. Когда мы слышим голос друга, обычно мы не считаем это галлюцинацией. Мы знаем, что у людей бывают галлюцинации, но исходим из того, что чаще всего наш опыт нас не обманывает.
Наше переживание благодати Божией также заслуживает доверия, как и любой другой наш опыт — по крайней мере, до тех пор, пока он не столкнется с каким-то убедительным опровержением. «Бремя доказательства» лежит на том, кто объявляет тот или иной опыт иллюзией — не на том, кто его переживает. Если я заявлю, что вы, на самом деле, мозг, опутанный кабелями, а весь ваш опыт окружающего мира (и даже вашего тела) просто транслируется Вам в мозг (как в фильме «Матрица»), вы, очевидно, не поверите без каких-то решающих доказательств.
Есть ли у нас основания полагать опыт благодати, который переживают Христиане, ложным? Нет. Тем более, что этот опыт переживают множество людей. Если человек говорит о себе, что Христос преобразил Его жизнь, какие у меня основания полагать, что он лжет или бредит? А если таких оснований нет, мне остается ему поверить.