анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Представления о рае

Сергей Худиев, Москва

«Даже если рай существует (в чем некоторые сомневаются), наши представления о нем ограничены рассказами людей, которые там не бывали» — ехидно заметил один комментатор в сети. Что же, это обычное (и неверное) мнение. Рай (как и ад) присутствует в нашем опыте. Или — говоря осторожнее — у нас есть опыт, указывающий на эти реальности. У нас есть опыт истины, добра и красоты, то, что можно было бы назвать опытом «блага» в широчайшем смысле.

Проявления любви и доброты в отношениях между людьми. Нежная привязанность супругов и теплая симпатия друзей. Любовь между родителями и детьми и — с другой стороны — благожелательность случайных прохожих.

Красота природы и гениальная музыка. Захватывающая дух архитектура и великая живопись. Роса летним утром. Бескрайность моря и величие гор. таинственная глубина звездного неба. Все это благо напоминает о словах Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Через все эти добрые вещи мира просвечивает то высшее благо, которое их породило.

Конечно, есть люди, которые пытаются редуцировать этот опыт блага к чему-то чисто посюстороннему, и, таким образом, обесценить. Романтическая любовь — это встроенный в нас миллионами лет эволюции механизм размножения и заботы о потомстве. Дружба — пережиток эпохи, когда мы охотились на мамонтов небольшими группами, а сплоченность и взаимовыручка была условием выживания. С красотой не очень понятно, но наверняка это тоже отражение каких-то биологических механизмов, зашитых в нас все теми же миллионами лет.

Однако, чтобы отрицать наш опыт блага, нужно сделать над собой некоторое насилие — и зачем? Более того, это мировоззрение внутренне противоречиво.

Сами редукционисты не могут уйти от того, чтобы признавать некоторые вещи (например, научное познание) подлинно благими.

У нас есть и опыт зла — порчи и удаления от этого блага. Супруги разводятся, друзья становятся врагами, музыка сменяется невыносимо пошлой какофонией, морской пляж покрывается мусором. Отдельные люди могут портиться — ненависть, или идолослужение, или властолюбие может съедать их душу.

В мире есть вражда и ненависть, активное желание зла. И это зло тоже имеет свой источник — как тяжелый запах разложения должен откуда-то исходить. Мы можем двигаться к благу — к Первоисточнику истины, добра и красоты — или в обратном направлении, к той яме, откуда исходит зло и порча. В конце концов, мы водворимся во свете или во «тьме внешней».

Впрочем, мы уже двигаемся в том или ином направлении — отдаем мы себе в этом отчет или нет. Раз уж мы окажемся в том или другом месте, нам лучше сразу задуматься об этом — и выбирать курс сознательно.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>