«Даже если рай существует (в чем некоторые сомневаются), наши представления о нем ограничены рассказами людей, которые там не бывали» — ехидно заметил один комментатор в сети. Что же, это обычное (и неверное) мнение. Рай (как и ад) присутствует в нашем опыте. Или — говоря осторожнее — у нас есть опыт, указывающий на эти реальности. У нас есть опыт истины, добра и красоты, то, что можно было бы назвать опытом «блага» в широчайшем смысле.
Проявления любви и доброты в отношениях между людьми. Нежная привязанность супругов и теплая симпатия друзей. Любовь между родителями и детьми и — с другой стороны — благожелательность случайных прохожих.
Красота природы и гениальная музыка. Захватывающая дух архитектура и великая живопись. Роса летним утром. Бескрайность моря и величие гор. таинственная глубина звездного неба. Все это благо напоминает о словах Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Через все эти добрые вещи мира просвечивает то высшее благо, которое их породило.
Конечно, есть люди, которые пытаются редуцировать этот опыт блага к чему-то чисто посюстороннему, и, таким образом, обесценить. Романтическая любовь — это встроенный в нас миллионами лет эволюции механизм размножения и заботы о потомстве. Дружба — пережиток эпохи, когда мы охотились на мамонтов небольшими группами, а сплоченность и взаимовыручка была условием выживания. С красотой не очень понятно, но наверняка это тоже отражение каких-то биологических механизмов, зашитых в нас все теми же миллионами лет.
Однако, чтобы отрицать наш опыт блага, нужно сделать над собой некоторое насилие — и зачем? Более того, это мировоззрение внутренне противоречиво.
Сами редукционисты не могут уйти от того, чтобы признавать некоторые вещи (например, научное познание) подлинно благими.
У нас есть и опыт зла — порчи и удаления от этого блага. Супруги разводятся, друзья становятся врагами, музыка сменяется невыносимо пошлой какофонией, морской пляж покрывается мусором. Отдельные люди могут портиться — ненависть, или идолослужение, или властолюбие может съедать их душу.
В мире есть вражда и ненависть, активное желание зла. И это зло тоже имеет свой источник — как тяжелый запах разложения должен откуда-то исходить. Мы можем двигаться к благу — к Первоисточнику истины, добра и красоты — или в обратном направлении, к той яме, откуда исходит зло и порча. В конце концов, мы водворимся во свете или во «тьме внешней».
Впрочем, мы уже двигаемся в том или ином направлении — отдаем мы себе в этом отчет или нет. Раз уж мы окажемся в том или другом месте, нам лучше сразу задуматься об этом — и выбирать курс сознательно.