анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Вера в науку

Сергей Худиев, Москва

Когда люди говорят о своей вере в науку, это, в значительной степени, оправдано — ученые тратят годы на получение образования, потом десятилетиями работают в своей области, существует научное сообщество — то есть ученого, который начнет фабриковать данные или впадать в откровенно бредовые теории, одернут его коллеги. Большую часть времени эти соображения работают. Специалисты, признанные научным сообществом, заслуживают большего доверия и уважения, чем краснобаи в интернете, которые смело опровергают «официальную науку». Было бы явной ошибкой пренебрегать мнением компетентных в своей сфере ученых.

Но бывает и другая ошибка. Чрезмерный и неоправданный энтузиазм в отношении науки, которая рассматривается как единственный (и при этом непогрешимый) источник истины. Мы нередко сталкиваемся с таким отношением к науке со стороны «научных атеистов», которым наука заменяет религию как источник истины, преданности и смысла. К науке возникает отношение именно религиозной преданности, как к незамутненному светочу добра и истины. На нее возлагаются надежды на преодоление всех проблем человечества — включая смерть.

И вот такая вера в науку, стоит заметить - совершенно неоправданна. Наука (как отдельные выдающиеся ученые, так и научное сообщество в целом) может впадать в тяжкие заблуждения. Недавно я прослушал интервью с германо-американским историком Ричардом Витцелем, который, в частности, говорит о расовых теория нацистов:
«Слишком часто термин "лженаука" используется для создания комфортной дистанции между наукой в Третьем Рейхе и современной наукой... Но это сбивает с толку, потому что ведущие немецкие расовые ученые пользовались признанием на международном уровне... Нам стоит помнить, что некоторые из худших нарушений этики в медицине и биологии нацистской Германии совершались в ходе исследований, которые совершенно укладывались в научный мейнстрим той эпохи... В то время это считалось совершенно «нормальной» наукой. Для современных ученых важно понимать, что в нацистской Германии мы видим крайний пример взаимодействия между политикой и наукой — но такое взаимодействие существует и в наши дни. Получите вы финансирование на ваши исследования или нет — в любом случае зависит от политической ситуации».

Нельзя сказать, что это шокирующая новость — «научный» расизм вызревал в европейской науке долгое время, в начале ХХ века он был, действительно, преобладающей точкой зрения среди ученых развитого мира, в США, Великобритании, Скандинавии и Германии.

Неравенство рас казалось очевидным выводом из как из эволюционной теории, так и из бросающейся в глаза неравномерности в развитии разных человеческих групп — прусская (или английская) деревня явным образом отличалась от африканской. Нацисты только довели до предела научные принципы, созданные не ими.

«Лженаучные» — скажем мы теперь. Но, как говорит голос за кадром в сериале про Штрилица: «они еще не знали». На тот момент это была лучшая наука, им доступная. А это вызывает тревожащую мысль — а что если нынешняя наука тоже ошибается, что если ученые в наше время зависят от государственного финансирования и должны ориентироваться на текущие политические запросы?

Это не уничтожает доверия к науке в целом — из того, что ученые могут быть неправы, никак не следует, что они неправы всегда. Но это подрывает ту наивную веру в непогрешимость науки, на которой, с большой степени, стоит «научный атеизм».

Если мы хотим обрести непогрешимый источник истины, нам следует искать его, все же, не в науке.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>