Божие прощение требует признания вины. «Признай только вину твою» (Иер.3:13), - говорит Пророк. В притчах сказано: « Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит.28:13). А Апостол говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9).
В нашем падшем мире мы очень хорошо представляем себе, что такое признание вины. И намного хуже — что такое прощение. Мы живем в мире борьбы и конкуренции, где вина — это один из инструментов, при помощи которых люди подавляют и контролируют друг друга. Признать вину — значит подчиниться чужой и часто враждебной власти, принять участие в процессе собственного подавления.
Во многих культах — и тоталитарных политических движениях — существует нечто вроде «исповедания грехов». Адептов культа (или, что почти то же самое, участников какого-нибудь «тренинга») могут заставлять рассказывать о самых постыдных и тягостных поступках в их жизни, чтобы утвердить свою власть и накопить компромат, который потом можно будет использовать, если адепт попробует сбежать.
На открытых процессах в тоталитарных диктатурах людей заставляли публично рассказывать об их (реальных или воображаемых) преступлениях. Процесс «перевоспитания» во время «культурной революции» в Китае обязательно включал в себя признание в различных «контрреволюционных» грехах.
Распространение интернета вывело процесс «обличения» и «покаяния» на новый уровень публичности — самоназначенные сетевые прокуроры могут требовать покаяния от человека, с которым никогда лично не встречались, а конфликты могут приводить к тому, что слабейшая сторона «кается» на камеру на глазах у всего интернета. Такого рода «исповедание грехов» является в чистом виде инструментом власти — это способ показать, кто здесь хозяин, и кто определяет правила, за нарушение которых надо просить прощения. Оно не приводит к прощению и освобождению — напротив, цель такой практики состоит в порабощении, в выстраивании четкой иерархии.
Поэтому в сознании людей откладывается (осознанно или нет) представление о том, что признание своих грехов — знак проигрыша в борьбе за место в иерархии, подчинения людям, которые обманом (или прямым насилием) навязывают тебе роль подчиненного, который слушается их указаний и «кается» в том, что исполняет эти указания недостаточно тщательно.
К признанию вины особенно относится фраза, часто мелькающая в детективах — «все, что вы скажете, можете быть использовано против вас». И обязательно будет использовано. Поэтому настоящее исповедание грехов — это прорыв из мира сего к Богу, которому можно доверится. Он не использует нашу откровенность против нас. Он никогда не ищет обессилить, обесценить и унизить — Он вообще не играет в эти человеческие игры.
Он хочет полностью простить, очистить и дать новую жизнь — в которой бремя прошлого, каким бы оно ни было, больше не будет иметь над нами власти. Покаяние перед Богом — проявление веры в Его добрую волю. Я могу открыть самое грязное и отталкивающе о себе — и это не будет использовано против меня. Напротив, я буду полностью прощен, исцелен и восстановлен. Как говорит Бог через Пророка: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22).