анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Eсли исповедуем грехи наши...

Сергей Худиев, Москва

Божие прощение требует признания вины. «Признай только вину твою» (Иер.3:13), - говорит Пророк. В притчах сказано: « Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит.28:13). А Апостол говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9).

В нашем падшем мире мы очень хорошо представляем себе, что такое признание вины. И намного хуже — что такое прощение. Мы живем в мире борьбы и конкуренции, где вина — это один из инструментов, при помощи которых люди подавляют и контролируют друг друга. Признать вину — значит подчиниться чужой и часто враждебной власти, принять участие в процессе собственного подавления.

Во многих культах — и тоталитарных политических движениях — существует нечто вроде «исповедания грехов». Адептов культа (или, что почти то же самое, участников какого-нибудь «тренинга») могут заставлять рассказывать о самых постыдных и тягостных поступках в их жизни, чтобы утвердить свою власть и накопить компромат, который потом можно будет использовать, если адепт попробует сбежать.

На открытых процессах в тоталитарных диктатурах людей заставляли публично рассказывать об их (реальных или воображаемых) преступлениях. Процесс «перевоспитания» во время «культурной революции» в Китае обязательно включал в себя признание в различных «контрреволюционных» грехах.

Распространение интернета вывело процесс «обличения» и «покаяния» на новый уровень публичности — самоназначенные сетевые прокуроры могут требовать покаяния от человека, с которым никогда лично не встречались, а конфликты могут приводить к тому, что слабейшая сторона «кается» на камеру на глазах у всего интернета. Такого рода «исповедание грехов» является в чистом виде инструментом власти — это способ показать, кто здесь хозяин, и кто определяет правила, за нарушение которых надо просить прощения. Оно не приводит к прощению и освобождению — напротив, цель такой практики состоит в порабощении, в выстраивании четкой иерархии.

Поэтому в сознании людей откладывается (осознанно или нет) представление о том, что признание своих грехов — знак проигрыша в борьбе за место в иерархии, подчинения людям, которые обманом (или прямым насилием) навязывают тебе роль подчиненного, который слушается их указаний и «кается» в том, что исполняет эти указания недостаточно тщательно.

К признанию вины особенно относится фраза, часто мелькающая в детективах — «все, что вы скажете, можете быть использовано против вас». И обязательно будет использовано. Поэтому настоящее исповедание грехов — это прорыв из мира сего к Богу, которому можно доверится. Он не использует нашу откровенность против нас. Он никогда не ищет обессилить, обесценить и унизить — Он вообще не играет в эти человеческие игры.

Он хочет полностью простить, очистить и дать новую жизнь — в которой бремя прошлого, каким бы оно ни было, больше не будет иметь над нами власти. Покаяние перед Богом — проявление веры в Его добрую волю. Я могу открыть самое грязное и отталкивающе о себе — и это не будет использовано против меня. Напротив, я буду полностью прощен, исцелен и восстановлен. Как говорит Бог через Пророка: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22).
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>