Отношение к абортам в современном российском обществе неоднозначно и противоречиво. Медики в один голос твердят, что в искусственном прерывании беременности нет ничего хорошего - во всяком случае, для физического и эмоционального здоровья женщины. Вроде бы всех волнует демографический вопрос. Однако в современной России ежегодно более полутора миллионов беременностей заканчиваются абортами.
Ответы наших сограждан на вопросы социологов поражают логическими нестыковками. Примерно половина россиян считают аборты детоубийством. В то же время 64% рассматривают прерывание беременности на операционном столе в качестве вполне приемлемого способа регулирования рождаемости даже в полноценной, экономически обеспеченной семье.
Против абортов?
На словах религиозные россияне настроены однозначно против абортов. Руководствуясь учением Священного Писания, а также последними научными данными, христиане утверждают, что человеческая жизнь начинается в момент зачатия. Иными словами, зародыш - это уже человек, а как известно, одна из десяти Божьих заповедей гласит: “Не убий!” Среди религиозных россиян растёт число ратующих если не за полный запрет, то за жёсткое ограничение абортов в стране.
Но - будем откровенны - позицию верующих тоже не назовёшь последовательной и логически стройной. В повседневной жизни мы не рассматриваем зародыш в качестве полноценного человека. Если у беременной женщины случится выкидыш, то мало найдётся церквей, где решатся провести поминальную службу по погибшему зародышу. “Неудавшиеся” в результате выкидыша родители вряд ли найдут в стенах церкви тот уровень сострадания и эмоционально-молитвенной поддержки, как мать и отец, потерявшие новорожденного младенца. А идея могилки с крестиком для выкидыша большинству христиан покажется мягко говоря странной, если не кощунственной.
Многие христиане готовы вести словесную борьбу против абортов. Но мы доподлинно не знаем, что посоветовать 15-летней девушке, забеременевшей после изнасилования - особенно, если она наша дочь или сестра. Как церковь, мы не спешим брать на себя ни духовную, ни тем более материальную ответственность за детей из неполных, неблагополучных семей - за тех “нежеланных” мальчиков и девочек, которые могут явиться на свет в результате слезоточивой агитации против абортов. Мол, вы нарожали, вы теперь и воспитывайте!
Ученица 9-го Б класса, “залетевшая по пьянке” и решившая рожать после душевной беседы с верующими, вряд ли дождётся потом от этих “заботливых сестёр” какой-либо конкретной помощи в воспитании ребёнка. А если девушка отдаст младенца в дом малютки, то, скорее всего, вы не увидите очереди из российских христиан, спешащих усыновить брошенного человечка. Да и просто зайти к сиротам в детский дом, согреть их одинокие и ожесточившиеся души человеческим теплом - ведь мало кого из людей церковных заманишь!
Заграничный опыт
Пожалуй, нигде в мире не было сломано так много копий в битве между сторонниками и противниками абортов, как в подчёркнуто демократичной и глубоко религиозной Америке. Там проходили многотысячные шумные демонстрации и тихие судебные заседания, звучали пламенные проповеди религиозных вождей и еле скрытые взаимные оскорбления политиков. Порою дело доходило до настоящих перестрелок и убийств оппонентов!
Вопрос абортов расколол американское общество на два непримиримых лагеря: на тех, кто выступает за свободу абортов (pro-choice) и за их полный или частичный запрет (pro-life). Но несмотря на ожесточённую полувековую борьбу, воз, как говорится, и ныне там.
В современной Америке ежегодно происходит 1,3-1,4 миллиона абортов. Причём на тысячу американок в возрасте от 15 до 44 лет за год приходится 23 аборта. Для сравнения, в “либеральной и сексуально раскрепощённой” Франции на тысячу женщин детородного возраста абортов случается в два раза меньше. А в “безбожных” Нидерландах и вовсе пошли на рекорд - на тысячу женщин там приходится лишь 7 абортов! Причём доступ к искусственному прерыванию беременности на ранних стадиях не ограничен и является частью бесплатной и эффективной системы общественного здравоохранения.
Третий путь
Поглядывая украдкой на старую Европу, христиане в США всё чаще говорят о “третьем пути”. Речь уже не идёт о либеральной “свободе выбора” или консервативной “защите жизни”, а скорее - о прагматичной профилактике абортов. Этот путь предусматривает отказ от пафоса идеологической битвы, от романтики баррикад и демонстраций в пользу повседневной, конкретной заботы о ребёнке и его матери.
Западноевропейский пример свидетельствует, что реально снизить число искусственных прерываний беременности можно через активные программы социальной поддержки детства и материнства, а также через молодёжные образовательные инициативы и доступ к средствам контрацепции.
Пожалуй, и нам пора осознать, что проблема абортов - многокомплексная, имеющая как моральные так и экономические измерения. Простого и быстрого решения здесь не существует. Будем реалистами: одной “антиабортной” риторикой, голым протестом и осуждением зла в данном случае не обойтись.
Вот почему пророческий голос Церкви должен звучать не только против абортов как таковых, но и за укрепление семьи и нравственности. Церковь должна использовать своё влияние, чтобы содействовать возрождению справедливой социальной политики на государственном уровне. Она должна всеми силами стремиться к тому, чтобы в стране возобладало истинно христианское отношение к каждому человеку с момента его зачатия и до земной кончины.
Любящая семья, детский сад без очереди, укомплектованная поликлиника, крепкая школа, достойные жилищные условия, образовательные и профессиональные возможности для матерей с малолетними детьми, доступ к средствам контрацепции. - Всё это важные вехи в борьбе с тем безусловным злом, которым являются аборты.
В своей повседневной жизни мы должны услышать пронзительное слово библейских пророков, призывавших к защите слабых и обездоленных. Сирота, ребёнок из неблагополучной семьи, молодая мать-одиночка - это наши ближние, возлюбить которых призывает Господь.