анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
О психологии атеизма

Сергей Худиев, Москва

Как-то я читал статью психолога, который проанализировал отношения известных атеистов (Фейрбаха, Фрейда, Маркса и других) с их отцами, и обнаружил, что отношения эти были плохими или отсутствующими. Психоаналитически мы вполне можем предположить, что гнев и недовольство в отношении родных отцов побудили этих людей восстать против Отца Небесного.

Доказывает ли это ложность их убеждений? Еще нет. Но это показывает уязвимость одного из постоянных доводов атеистов — что веру можно объяснить психологически. Человек верит потому, что у него был прекрасный отец, образ которого он спроецировал на небеса. Или, наоборот, ужасный отец, которого он решил заменить «настоящим» Отцом на небесах.

На что опирается такого рода доводы? В основании науки лежит такая важная добродетель, как смирение перед реальностью. Мир не таков, как мне бы и вам хотелось. Чтобы понять, каков он на самом деле, нам надо отложить наши хотения и исследовать вселенную, какой она есть, а не какая бы нам больше понравилась.

Может быть, мне хотелось бы верить, что за окном на пальмах покачиваются кокосы и плещется теплое море, но выйдя из подъезда в шортах и маечке, я обнаружу, что горько ошибся. Чтобы жить в реальном мире — и попытаться его улучшить — я должен понять, что он не обязан соответствовать моим, даже самым глубоким, желаниям. Наши желания могут нас страшно обманывать.

Верующие страстно желают, чтобы у них был небесный Отец, который, после всех горестей и испытаний земной жизни, ввел бы их в рай — но из этого никак не следует, что они туда попадут. Надо быть очень осторожным чтобы не принять желаемое за действительное. Но этот же тезис верен и в другой форме — опасно принять нежелаемое за недействительное.

Если вы хотите, чтобы Бога не было — из этого никак не следует, что Его нет. Желание — не доказательство. Однако здесь нам важно уточнить — наше желание рая не доказательство, но указатель.

То, что подросток мечтает о первой любви, не гарантирует, что его полюбят, но, по крайне мере, указывает на такую возможность. Такое желание не могло бы возникнуть в бесполом мире.

В принципе, можно стоять на том, что наше желание рая возникло в «безрайском» мире, и приискивать ему какие-то психоаналитические объяснения. Указатель не обладает принудительной силой. Но он существует — и на него стоит обратить внимание.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>