анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной

Игорь Попов, Москва

Мудрец и добряк Гилберт Кийт Честертон считал, что в день Рождества Христова мир перевернулся. Все пошло так, как предсказывали пророки и не так, как ожидали люди. Поэтому 1 декабря не просто первый день календарной зимы. Это еще и 1 день Адвента – особое время, когда христиане начинают готовиться к встрече дня рождения Христа, самого светлого праздника, когда оживают сказки, а легенды сходят с книжных страниц, нарушая течение времени.

Адвент (от лат. adventus — приход), так называется в христианской церкви время, предшествующее празднику Рождества Христова. Это время у православных продолжается 40 дней, а у католиков и протестантов около 4 недель. В основе этого празднования лежит та мысль, что верующие должны подготовить себя к ежегодному духовному явлению Господа. Поэтому и церковный год начинается с Адвента, подобно тому, как и история христианства начинается с ветхозаветных пророчеств о Мессии и слов Иоанна Крестителя о грядущем Спасителе. Все ждут пришествия грядущего в мир Младенца, а с Ним и настоящего чуда.

Не удивительно, что именно вокруг Рождества с течением времени появилось такое количество традиций. Эти традиции появлялись всегда в одной семье, а потом незаметно расширялись сначала до границ церкви, выходили за пределы ее ограды и тихонько шествовали, подобно библейским волхвам, по всему миру.

Как можно сделать каждый день Адвента особым приключением для всей семьи? Для этого есть много способов. А начать можно с известного многим рождественского венка.

Рождественский венок делается из веток ели с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок.

Традицию украшать рождественский венок ввел немецкий лютеранский теолог Иоганн Хинрих Вихерн. В его доме проживали маленькие воспитанники, которых он взял из бедных семей. Ребята постоянно спрашивали Иоганна, когда же наступит Рождество. И, чтобы дети не мучили его постоянно этим вопросом, воспитатель взял колесо из дерева, украсил его девятнадцатью маленькими свечками красного цвета и четырьмя белого. Каждый день ребята зажигали по одной красной свечке, а когда наступало воскресенье, то все вместе зажигали белую. И когда оставалась одна большая свечка, ребятишки узнавали, что завтра Рождество.

Так Иоганн не просто скрашивал детям период ожидания самого светлого праздника, но и смог объяснить смысл празднования Рождества Христова. В дни Адвента мы вспоминаем о том, как воплотился и был явлен миру Иисус Христос, и Он пришел как свет мира. Эта традиция так понравилась друзьям пастора, что они стали и свои дома украшать рождественским венком. Так рождественский венок, без решений Священных Синодов, стал появляться в домах по всему миру, объединив многих людей вокруг Рождества.

Иоганн Вихерн был не просто находчивым пастором и отцом, но и выдающимся общественным деятелем. Он много лет возглавлял и руководил Воскресной школой для бедных детей, где собрал вокруг себя 400—500 учеников и около 40 добровольных учителей и учительниц. Особенную известность он приобрел тем, что в сентябре 1833 года близ Гамбурга основал школу-приют для покинутых и неблагополучных детей. Добивался хорошего уровня образования своих подопечных. Стремился к созданию семейной атмосферы в приюте. Благодаря его стараниями, протестантский синод в Виттенберге в 1848 году создал центральный комитет по внутренней миссии, в задачи которой входило утверждение и укрепление веры и нравственности между христианами.

Кстати, четыре свечи Адвента указывали не просто на четыре воскресенья декабря перед Рождеством, но и имели свое символическое значение. В первый день Адвента зажигают одну свечу, которая называется Свеча Пророчества. В этот день в церкви и в домах верующих читаются пророчества о рождении Мессии. В Библии содержится более трехсот пророчеств, связанных жизнью, служением и голгофской жертвой Иисуса Христа.

Во второе воскресенье Адвента зажигают первую свечу и вторую, которая называется - Вифлеемская свеча. Она символизирует пришествие на землю Мессии. Когда Господь Иисус Христос пришел в мир, родившись от Девы Марии.

В третье воскресенье Адвента зажигают первые две свечи, а также третью, которая называется - Свеча пастухов или Свеча благовестия. Она символизирует рождение Господа в сердце человека через веру в Божье Слово. Как пастухи увидели Спасителя собственными глазами и уверовали, так и мы можем видеть сегодня Спасителя глазами своей веры. Свеча пастухов также символизирует благовестие, когда верующие делятся своей верой, подобно пастухам, которые рассказали всем о видении ангелов и рождении Христа в Вифлееме.

В четвертое воскресенье на венке Адвента зажигают первые три свечи и присоединяют к ним последнюю — Ангельскую Свечу. Она символизирует Второе пришествие Спасителя во славе с Ангелами, чтобы восхитить всех истинно верующих с Собой на небеса.

Рождественский венок дал начало самым разным адвент-календарям. Верующие родители во все времена думали о том, каким образом не только словом, но и делом передавать свои ценности детям. И изобретательности им было не занимать. Благодаря традициям церковных праздников они открывали их духовное значение детям, превращая рутинные дела в увлекательные духовные путешествия.

Первые рождественские календари возникли еще в XIX веке. Сначала было принято рисовать на стене или двери дома 24 палочки, и ежедневно, начиная с 1 декабря, стирать по одной. Некоторые семьи вывешивали на деревянную доску в день по одной картинке на духовную тему, тем самым приближая ощущение праздника. Какая бы форма не была использована, функция у любого адвент-календаря одна — вести отсчет времени до Рождества и побуждать всю семью к добрым делам.

Рождественский календарь представляет собой 24 ячейки с небольшими секретами. Ежедневно открывают по одному окошку и достают из него небольшой подарок. Обычно такой календарь делается для детей, однако есть и другие экземпляры — с более глубоким смыслом, которые предназначены для взрослых. И все же первые рождественские календари делались верующими с целью показать, что каждый день адвента – это не просто ожидания чуда, сходящего с неба, но и возможность проявить свою веру в добрых делах по отношению друг к другу.

Ну и как же в дни Адвента можно обойтись без традиционной Рождественской лестницы. Чаще всего ее устраивают в классах воскресных школ. В идеале это несколько ступенек, соответствующих дням Адвента. У самой верхней ступеньки размещается Вифлеемская звезда, а у самой нижней — пустые ясли с сеном. А на ступеньках фигурка младенца Христа, которая день ото дня, по мере приближения Рождества, опускается на ступеньку ниже, чтобы в 25 декабря оказаться в яслях. Духовное значение этого рождественского календаря говорит само за себя – дети могут увидеть, как Христос, оставив славу небес, спустился в хлев, чтобы даровать каждому человеку спасение.

Впрочем, каждая семья может придумать свою традицию Адвента, тут нет предела для вашей фантазии. Главное провести это время всем вместе. Можно каждый вечер собираться вместе, чтобы читать святочные рассказы и Евангелие вслух, придумывая конкурсы, рисуя свои иллюстрации к прочитанным историям.

Не знаете, что почитать всем вместе в дни Адвента? Тут нам могут помочь не только рождественские стихотворения Иосифа Бродского и «Рождественские повести» Чарльза Диккенса, который стал родоначальником жанра рождественских рассказов, но и весьма необычные произведения, о которых я вам расскажу позже.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>