Рождественский Адвент – самое лучшее время для совместного чтения. Когда темными зимними вечерами, под завывания снега за окном и радостную перекличку праздничных гирлянд на елке, вся семья собирается вместе. Вариантов совместного досуга очень много, но самый уютный и традиционный из них – это чтение вслух. Если вы не привыкли к такому формату семейного книжного клуба, то для вас это станет новой традицией, которая потом будет переходить в семьи ваших детей и внуков. А что может быть лучше традиций, объединяющих семью?
И тут встает вопрос о том, что же почитать во время Рождественского Адвента. Четыре недели пролетят быстро, а выбор книг вопрос очень важный. Традиционный выбор – это чтение Евангелия и совместная молитва. И это очень правильный и хороший выбор. С этого можно начинать или этим можно заканчивать вечера Адвента. А какие художественные книги можно почитать зимними декабрьскими вечерами, чтобы они запомнились на долгие годы?
Тут тоже можно пойти по традиционному пути. Можно в очередной раз достать «Рождественские повести» Чарльза Диккенса или сборник рождественских рассказов. Есть и книга в виде рождественского календаря – на каждый день Адвента отдельная глава. Так написана книга Юстена Гордера «Рождественская мистерия». Но я хочу вам посоветовать еще один вариант, который вряд ли сразу вам придет в голову. И это рассказы русского писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. Почему именно он?
Поколение Шукшина прошло через времена атеизма, когда вера была под запретом, а всякие упоминания о религии были редки и использовались для атеистической пропаганды. Сам Василий Макарович Шукшин прошел долгий путь через атеизм к вере в Бога. И начал он этот путь с пристального всматривания в человека. Его рассказы показывают, как обычные люди, простые городские и сельские жители, мучительно искали смысл жизни. Это отличает почти всех шукшинских героев, его «деревенских чудаков», которым не нравилось простое течение жизни, они хотели и искали чего-то большего.
Шукшин – великий писатель, простой по форме, но сложный по смыслу. Без его рассказов и его героев невозможна русская проза. Я думаю, что проза Шукшина вдохновила многих актеров засесть за писательство. По крайней мере, у прозы Валерия Золотухина сразу чувствуется влияние Василия Макаровича.
У Шукшина много великолепных рассказов. Его деревенские чудаки настолько самобытны и притягательны, что тебе не хочется отрываться от их речи и почти библейского образа мысли. Проза Шукшина только внешне кажется простой (ох, как сложно эта простота рождается и воплощается). За первым сатирическим и ироническим слоем нас ожидает второй, потом следующий и следующий. Можно взять его великолепный и грустный рассказ «Срезал» про противостояние деревенских и городских. Можно прочитать очень тонкий и ироничный «Космос, нервная система и шмат сала». Но я вам рекомендую свой любимый рассказ «Мастер», в котором соединилось все великолепие шукшинского таланта и неочевидная глубина его метафизики.
Герой рассказа «Мастер» непревзойденный столяр Сёмка Рысь. Когда он не пьет, то его золотые руки могут сделать абсолютно все – даже отделать городскую квартиру по рисункам деревенской избы 16 века, с ладными скамьями, закопченным потолком и дощатым столом. Но была у Сёмки одна мечта – отреставрировать старую церковь, на которую он ходил любоваться в сводное время. Церковь эта была необычной, да и найти ее было не так то легко. Скрывалась она от чужих глаз за откосом. Необычная церковь была особенная, где при восходе солнца, если бы строитель закончил свою работу до конца, «церковка в ясные дни загоралась бы с верхней маковки и постепенно занималась светлым огнем вся…».
Вот и решил Семён отреставрировать ее бесплатно. Поехал сначала к местному священнику, тот его направил к митрополиту, а митрополит послал его в облисполком, чтобы власти помогли ему восстановить церковь. И ходил Сёмка по кабинетам, пока не попал к архитектору, который объяснил ему, что ничего уникального в церкви нет и «как памятник архитектуры ценности не представляет, так как ничего нового для своего времени, каких-то неожиданных решений или поиска таковых автор здесь не выказал». И уехал разочарованный Мастер, даже к митрополиту не заехал на обратном пути, только деньги на дорогу отдал местному батюшке. И больше не ходил он любоваться на церковку эту.
Простой рассказ, но, как и все у Шукшина, с двойным и тройным дном. А ведь красота церкви никуда не делась, и необычность ее тоже осталась при ней, только разочаровался Сёмка в своих человеческих иллюзиях, не поняв и не увидев настоящего, сакрального. Писатель так удивительно говорит с нами о природе Божественного, что мы сразу понимаем все о корнях разочарования простого мастера.
Посмотрите, как Шукшин об этом пронзительно пишет: «О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь — там заметят. Этого заботило что-то другое — красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе — туда, в твою черную жуткую тьму небытия, — не услышишь».
В этом и притягательность прозы Шукшина, что ты сам после прочтения всматриваешься в красоту обычного и видишь, что твоя собственная церковь не менее красива, чем описанная в рассказе. Простой рассказ о таинстве веры, к которому захочется вернуться снова. А еще захочется почитать другие рассказы Шукшина.