Как-то я вступил в беседу с атеистом, который утверждал, что колдовство и молитва «это явления одного типа: мистические и не подтвержденные современной наукой». Это довольно обычный взгляд на вещи — причем как со стороны атеистов, так и со стороны самих колдунов и их клиентов.
Какая-нибудь «потомственная колдунья Анна», которая появляется в кадре, демонстративно обложившись иконами и под звуки монашеского хора, льющиеся из колонок — это явление скорее типичное. Как и простой, магический запрос к священнодействиям Церкви, когда люди очень смутно себе представляют, зачем все это нужно и как оно «работает», но хотят, чтобы священник совершил все предусмотренные обычаем манипуляции. В конце концов, он тут специалист, ему и вникать.
И для воинствующих атеистов, и для склонных к некоторой мистике любителей РенТВ религия и магия сливается в некий общий «мир таинственного». Колдуны создают эмоциональную атмосферу загадочного тумана, в котором, как сказал поэт: «сердце млеет, гадалке внимая», та же (по ощущению) загадочная атмосфера чуда и тайны встречает человека и в храме. Однако колдовство и молитва — не просто не одно и то же. Это вещи противоположные. Колдун говорит «да будет воля моя». Его «искусство» должно обеспечить запросы его — и клиента, который платит ему деньги.
Колдовство, как и другие оккультные практики, таким образом, обещают конкретный результат. Например, реклама на одном из сайтов выглядит так: «Специалист по любовной магии. Делает привороты, отвороты, возвращает супругов и защищает от измен» или «Специалист по черной магии. Работает с порчей, привлекает удачу и успех. Помогает решать финансовые проблемы».
А раз такая услуга обещана — ее исполнение можно проверить. Вернулся блудный супруг в семью или нет? Увеличились ли доходы предприятия?
Парадоксальным образом, магия близка к технологии — это тоже средство достижения своих целей. Только, в отличие от технологии, она не работает.
Молитва — это нечто противоположное технологии. Это личное общение. Можно попытаться манипулировать людьми. Есть даже специальные курсы, где этому учат. Но это возможно только в отношении людей, с которыми у вас нет личных отношений. Манипуляция эти отношения неизбежно разрушит.
Молитва признает в Том, к кому обращаются, Личность. Она исходит из того, что Бог существует, Бог премудр, Бог благ и хочет блага лично мне. Как мудрый Отец, Он может дать совсем не то, что я хочу — но то, что мне нужно. И Он знает лучше, что это.
В молитве «Отче Наш» — единственной молитве, которой Христос научил учеников — есть обращенные к Богу слова: «да будет воля Твоя». Молитва есть поиск волю Божией — «ради имени Твоего води меня и управляй мною» (Пс.30:4). «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс.142:8).
В этом и разница — колдун говорит «да будет воля моя». Верующий — «да будет воля Твоя».