анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
О разнице между загадкой и тайной

Сергей Худиев, Москва

Обычно слова «загадка» и «тайна» используются, как синонимы. Это, во многом, происходит из-за того, что заголовки тяготеют к наиболее сильному языку. «Тайна раскрыта!» - легко можно прочитать в новостях. Увы, но при этом утрачивается важное отличие между «загадкой» и «тайной».

Загадка, например, «как открывается эта шкатулка?» или «что означает эта надпись на древнем языке?» — это вопрос нехватки информации. Как, например, в детективном романе сыщик собирает все относящиеся к делу данные, опрашивает множество свидетелей и, наконец, раскрывает загадку и берет злодея за шиворот. Загадки больше нет — она полностью раскрыта, нам все стало ясно. «Тайна», напротив, это не что-то, что мы могли бы раскрыть и исчерпать — она просто превосходит наше понимание.

Поэтому в тайне есть нечто влекущее, то, чего нет в загадке. Читатель получает удовольствие, следя за тем, как детектив подбирается к разгадке — но в этом нет ничего, что называют «мистическим». Здесь все помещается в наш обычный мир и наше обычное сознание.

Несколько ближе к тайне то, что сейчас находится за пределами нашего познания, но, в принципе, может когда-то проясниться. Раньше люди не знали, почему светят звезды, и терялись в догадках. Но теперь ученые подробно расскажут нам о термоядерных реакциях, происходящих в их недрах.

Мы можем представить себе бригаду врачей, прибывших в глухую деревню в джунглях, чтобы спасти ее жителей от эпидемии. Для жителей деревни они будут пришельцами из другого мира — как для нас могли бы быть инопланетяне. Их одежда, инструменты, средства связи и все остальное будут производить на жителей деревни впечатление чего-то, явившегося далеко из-за пределов известного им мира, а экран смартфона выглядеть непостижимым волшебством. Но это — еще не тайна в абсолютном смысле; у жителей деревни уйдут годы на то, чтобы привыкнуть к современному миру, но, в конце концов, они в нем вполне обживутся, он утратит новизну и перестанет быть непостижимым и таинственным.

Но есть тайна в более глубоком смысле — мы не можем ни раскрыть ее, ни сделать привычной. Наш разум слишком мал, чтобы она в него поместилась. Как кошка в библиотеке живёт среди книг и даже не в состоянии осознать их назначения, так и мы можем быть погружены во что-то сложное и важное, и не понимать, что. Нам не просто трудно — нам невозможно это объяснить.

Духовная реальность — Бог, ангелы, святые — таинственны именно в этом смысле. Бог всегда будет оставаться таинственным и превосходящим наше понимание. Но в этом случае тайна, о которой мы говорим — это Личность. Бог хочет, чтобы мы Его знали; Он хочет, чтобы мы были Его детьми, друзьями, возлюбленными. Он снисходит к нам и открывает нам то, что мы в состоянии вместить. И по мере того, как мы будем принимать Его откровение и искать Его — через молитву, Таинства, благочестивую жизнь — наш разум и сердце будет становится больше, и мы будем больше понимать Его.

Мы не исчерпаем Его тайну никогда — но мы будем вечно возрастать в познании. Именно об этом говорит то чувство тайны, к которому мы способны – мы созданы таинственным Богом, чтобы познать Его.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>