анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Иллюзия справедливого мира

Сергей Худиев, Москва

Люди склонны верить в то, что «у порядочного человека не оторвут носа», беды обходят «приличных людей» стороной. Если с человеком случилась беда — он как-то заслужил это. Психологи отмечают такое явление, как «иллюзия справедливого мира». Друзья Иова постарались объяснить ему, что, раз он так невыносимо страдает, он, должно быть, навлек это на себя своими грехами.

За этой иллюзией стоят два источника. Во-первых, как и многие другие заблуждения, она черпает свою силу в некой частичной правде, которая за ней есть. Житейская мудрость — примеры которой мы находим в книге Притч — говорит о том, что люди нередко навлекают на себя беды своим безрассудным поведением. Пьяница, скандалист и блудник сами ищут себе неприятностей; а разбойник «не доживет до половины дней своих».

Человек может легко разрушить свою жизнь собственным грехом — и мы постоянно это видим. А вот быть честным, скромным, верным, трудолюбивым и воздержанным — очень помогает найти мирную и счастливую жизнь. Любой благоразумный отец учит этому своего сына. Соблазн обвинить пострадавшего — «если бы ты вел себя правильно, этого бы с тобой не случилось» — возникает на этом фоне довольно легко.

Но, увы, в реальности благоразумие работает как правило — но не всегда. Человек может вести себя тихо, скромно и рассудительно — а на него все равно сваливается страшная беда. Для всех остальных это является напоминанием о том, что мы живем в очень пугающем и непредсказуемом мире, где мы в любой момент можем столкнуться со страданием и смертью.

И тут возникает вторая причина веры в «справедливый мир» — желание как-то снизить уровень тревоги, а для этого объяснить себе, почему этого не случится со мной. Потому что я благоразумно веду здоровый образ жизни. Потому что я принимаю необходимые меры предосторожности. Потому что я «не такой».

У людей возникает желание отделиться и отмежеваться от того, кто попал в беду. Как-то газеты писали о возмутительном случае — одна женщина принялась собирать подписи против того, что одну из квартир в подъезде сдали сдавать семьям с больными раком детьми, которых привезли на лечение. Сама женщина была явно душевно не здорова — но ей удалось насобирать сорок подписей. Люди склонны видеть чужую беду как «заразную», даже если в случае с раком это явно не так, а страдальцев — как «виновных», которые заслужили плохое отношение.

В религиозном контексте это очень быстро приводит к вере в то, что «Бог наказал» этих людей за их грехи. Мы не знаем за какие — на вид, вроде бы, они люди тихие и добропорядочные — но Бог-то точно знает. Но что говорит Библия?

Иногда земные беды — действительно результат неправильного выбора самого человека, или целого сообщества. Но в этом мире страдание — не обязательно результат личного греха. Младенцы, убитые Иродом, пострадали не за свои грехи — и за не грехи родителей. О слепорожденном Христос говорит «не согрешил ни он, ни родители его» (Иоан.9:3) Святой Апостол Павел много страдал душевно и физически — но вовсе не за свои грехи. Человек может быть праведником — и тяжко страдать. От враждебности окружающих, от болезней, от различных тяжелых обстоятельств.

Мы живем в мире, глубоко поврежденном грехом — и этот мир не является справедливым. В этом мире Христос был распят. В этом мире, как говорит Апостол, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тимофею 3:12-13). Справедливость в нем будет восстановлена только после возвращения Господа.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>