Недавно я столкнулся с обзором книги двух канадских психологов — Роберта Алтемайера и Брюса Хансбергера. Книга называется «Удивительные преобразования: почему одни обращаются к вере, а другие отказываются от религии». Согласно исследованию, которое провели психологи, люди обращаются в веру под влиянием, в основном, эмоциональных факторов. Они обрели в своей религии мир, утешение, и надежду.
Те, кто пережил «деконверсию», то есть отпадение от веры, описывают свой опыт иначе — как, прежде всего, интеллектуальный. Они внимательно рассмотрели все «за» и «против», ознакомились с выводами ученых, прочитали толстые книги, прослушали умные лекции и пришли к выводу, что вера в Бога — это заблуждение.
Атеисты отреагировали на это предсказуемо — ну конечно, вера — это что-то эмоциональное, а вот к атеизму ведет разум и наука. Однако такая разница в описаниях может объясняться проще. В американской культуре сложился определенный канон обращения, как в веру, так и в атеизм. Если вы верующий — то от вас ожидают, что вы расскажете эмоционально яркую историю своего обращения, желательно с описанием того, какой ужасной ваша жизнь была до этого и как она чудесно изменилась. Этот же канон существует и у нас — и мы можем вспомнить множество рассказов о том, как уныло человек жил до обращения, как он был растерян и несчастен, и как приход ко Христу все переменил.
Если вы атеист, от вас ожидают другого — вы читали толстые книги в тиши библиотеки, и, поняли, наконец, что все, что вам говорили в Церкви — неправда. А эмоции, гнев, обиды, тут не причем. То есть на рассказ людей о своем обращении влияют ожидания в их среде.
Это не значит, что люди говорят неправду — это значит, что из всего богатства своих переживаний они выделяют те, которые здесь принято озвучивать. И вот что тут можно заметить. Нет ничего неправильного в том, чтобы говорить о своем эмоциональном опыте — о радости, надежде и уповании, о том, как изменилась ваша жизнь. Но при этом важно избежать ложного впечатления. Мы веруем не потому, что вера приносит нам утешение (хотя она приносит). А потому, что она — истинна.
Такова реальность. Мир действительно сотворен Богом, Христос действительно воскрес из мертвых, Он действительно даровал верующим жизнь вечную и блаженную. Мы переживаем эту реальность, в том числе, и на эмоциональном уровне, но она никак не зависит от наших переживаний.
Воскресение Христово изменило и мою жизнь — но это Событие было бы реальным, даже если бы меня и на свете не было. Это сознание важно для того, чтобы пережить неизбежные искушения. Наши эмоции неизбежно меняются. Эмоциональный подъем может смениться спадом, отношения в Церкви не сложиться, мы можем пережить что-то, что нас глубоко ранит и огорчит. Но это ничего не меняет в реальности — в той, которая находится за пределами наших голов и наших переживаний. Евангелие истинно — и остается истинным.