анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Бах остается Бахом

Сергей Худиев, Москва

Время от времени читаю в интернете о людях, которые ушли от веры. Они, по их словам, тоже имели яркий опыт обращения, мистические озарения, благодатные утешения — а потом поняли, что все это было иллюзией.

Атеисты говорят: «Вот и вам пора понять, что ваш опыт веры тоже иллюзорен». Что же сказать на это?

В интернете я как-то видел смешную картинку. Заборчик, за которым сложены различные дорожные знаки, на котором кто-то написал: «Боже, дай мне знак». Впрочем, еще более остроумной была другая — человек, опять-таки, просит о знаке свыше, который должен указать ему, что делать, и тут луч света «промыслительно» падает на гору немытой посуды в раковине.

Знаки указывают нам дорогу, но не принуждают нас идти. Их можно проигнорировать, их можно неправильно понять, можно так сильно хотеть укрепиться в своих намерениях, что принять за знак что-то другое. Переживания утешения и близости Божией — это тоже знаки, и они не имеют принудительного характера.

Человек, который неожиданно для самого себя заплакал, услышав на концерте оркестровую сюиту Баха, может интерпретировать это по-разному. Он может сказать, что у него просто был тяжелый день и он много нервничал в последнее время. Он может начать уверять себя, что стал жертвой какого-то эффекта, с которым пока не разобрались, но обязательно разберутся британские ученые. В конце концов, все, что произошло «на самом деле» — он услышал музыку в ярко освещенном концертном зале, где вся атмосфера создана таким образом, чтобы внушать слушателю — «сейчас вы услышите великий шедевр в исполнении искусных музыкантов, это должно произвести на вас сильное впечатление, иначе зачем вы сюда пришли».

Но он может отказаться обесценивать пережитый им опыт всеми этими «а на самом-то деле» и признать, что его души коснулось нечто таинственное, доброе и прекрасное, чему он затрудняется найти название. Что ему приоткрылась дверь куда-то, куда он хочет и не смеет войти, его уха коснулась весть, которой он жаждет — и не смеет поверить. Выбор всегда остается за самим человеком.

Это так и в отношении любых благодатных утешений, любого опыта присутствия Бога в нашей жизни, который мы переживаем в разных обстоятельствах. Это может или гениальная музыка, или книга, или красота природы, или доброта людей, или просто непонятно откуда пришедшее внезапное утешение. Мы всегда свободны принять этот опыт, признать его как знак, посланный от Бога, или обесценить и отклонить. Причем человек может сначала признать его — да, это было знаком присутствия Бога в моей жизни — а потом, уже годы спустя, его обесценить. «А на самом-то деле» я поддался внушению или иллюзии, за этим не стоит ничего подлинного».

Это не значит, что знака не было — это значит, что человек принял решение его отклонить. Этому могут быть разные причины. Нередко — насколько можно судить по рассказам самих людей — проблема в том, что люди склонны выстраивать себе ложный образ Бога, а потом от него шарахаться. Но, так или иначе, Бах остается Бахом, а Бог остается Богом — принимаем мы знаки или нет.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>