анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Сергей Худиев, Москва

Один из вопросов, который часто задают верующие люди — «как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?»

Первое, что стоит сказать — слово Божие заповедует нам надежду. Ни мы, ни наши живые близкие не находятся в аду, а участь усопших нам точно не известна. Воображать ситуацию, когда мы несомненно убедились, что близкие и дорогие нам люди навеки отвержены и окончательно водворились в аду, по меньшей мере, рано.

Мы определенно знаем, что есть путь спасения и, что есть пути, которые к спасению не ведут, и мы можем со скорбью признавать наших ближних — в том числе, наших друзей или родных — тяжело заблудившимися. Но (это важно помнить) они еще не в аду. Мы можем вспомнить благоразумного разбойника, который упоминается в Евангелии от Луки. Это был бандит, которого казнили за его преступления (как он и сами признает). Но в последние часы, может быть, минуты жизни он раскаялся, воззвал к Спасителю — и услышал обещание: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).

Божественное милосердие простирается на всех людей, и Бог непрестанно и упорно ищет спасения каждого. Он ищет вечного спасения наших близких несравненно сильнее, чем мы. Он умер на Кресте за каждого и каждую из них. Наша любовь к ним — это слабое отражение Его любви.

Мы, верующие люди, присутствуем в жизни наших неверующих близких не случайно — а по Его промыслу. Мы посланы чтобы быть свидетелями, посланцами и проводниками Его любви.

Святой Апостол Павел, рассматривая вопрос о браке, в котором одна сторона уверовала, а другая — нет, говорит, что такой брак должен сохраняться. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор.7:17).

Мы можем послужить спасению наших близких — хотя это потребует огромного, огромного терпения. Добрый пример нашей жизни тут может быть гораздо важнее, чем настойчивые увещевания. Как пишет святой Апостол Петр женам-христианкам: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1,2).

Чтобы приобрести наших близких, мы должны являть пример жизни, преображенной Евангелием — доброту и терпение, смирение и мудрость, радость и надежду. Когда человек обращается ко Христу, ему хочется, чтобы все, кто ему важен и дорог, сразу же последовали за ним — это совершенно понятно и естественно. Но обращение наших близких может занять годы и десятилетия. Мы можем вспомнить пример святой Моники — матери блаженного Августина.

Долгие годы она жила в браке с язычником Патрицием — усердно молясь за его обращение. И оно произошло — хотя уже ближе к концу его жизни. Как писал потом блаженный Августин: «Наконец приобрела она Тебе своего мужа на последок дней его».

Сам Августин долгое время был нехристианином — сначала он жил распущенной жизнью, потом увлекся лжеучением манихеев. Благочестивая мать — годы и десятилетия — молилась со слезами о его обращении и спасении, без заметных результатов. Когда она поделилась своим горем с Епископом, он сказал ей — «Оставь его там и только молись за него Богу… Ступай! Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».

Он оказался прав — блаженный Августин не только обратился, но и стал выдающимся богословом и церковным деятелем. Поэтому, нам, прежде всего, не стоит поспешно воображать наших близких погибшими — мы призваны надеяться, молиться и являть пример христианской жизни.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>