анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Надо ли бояться смирения?

Сергей Худиев, Москва

У К.С.Льюиса в «Письмах баламута» упоминается «филологический отдел» ада, который занят, главным образом, искажением значений слов, особенно связанных с христианской верой. Так ли это буквально — мы не знаем, но такое искажение налицо. И одно из пострадавших слов — это слово «смирение».

В современном понимании люди «смиряются» с чем-то плохим — проигрышем, унижением, тиранией, отрицанием их достоинства. «Смирение» — это задавленная пассивность, которая готова проглотить все, любую неправду и обиду. «Смиренные» люди не только терпят зло — они превращаются в его сообщников, молчаливых или даже активных, когда «смиренно» исполняют повеления дурных людей.

Проповедь «смирения» как добродетели исходит (в мирском понимании) от людей или структур, которых хотели бы внушить людям это качество, чтобы помыкать ими. Как-то очень давно, в советском детстве, а прочитал в журнале «Атеистические чтения» язвительный стишок «Мой сын, смирению учитесь у овец — Боюсь, что стричь меня вы будете, отец».

Людям кажется, что «смириться» — это отказаться от всего, что делает жизнь достойной. От самоуважения, от самостоятельности, от своих планов — и, можно сказать, от себя вообще, совершить своего рода психологическое самоубийство, превратиться в пустую оболочку, наполненную чужой волей. Возможно ли такое злоупотребление понятием «смирения»? Да, увы, в нашем падшем мире возможно злоупотребление чем угодно.

Лидеры культов, или, увы, культообразных сообществ, которые могут, на какое-то время, возникать внутри Церкви (как, например, община бывшего схиигумена Сергия) могут злоупотреблять понятием «смирения», чтобы подчинять доверчивых людей своей власти. Однако тут стоит сделать пару наблюдений.

Первое. Смирение - это не забитость и не готовность повиноваться кому угодно. Смирение — это отказ от попыток вознести себя, уничижая других. Как говорит святой Апостол Павел в своем знаменитом «гимне любви»: «любовь не превозносится, не гордится» (1Кор.13:4). Смирение не сосредоточено на себе — оно обращено к другому. Как в другом месте пишет Апостол: «ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).

Смиренный человек может сказать «нет» или даже поправлять других, когда это необходимо — все дело в его мотивах. Он всегда стремится поднять, а не принизить другого. Когда он обращается к ближнему — в его голосе всегда звучит искреннее уважение.

Второе — вы с гораздо большей вероятностью столкнетесь со попытками манипуляции вашей гордыней. Люди, которые захотят использовать вас в своих целях, или, самое простое, развести на деньги, будут, прежде всего, внушать чувство превосходства над другими. Вам объяснят, что вы-то слишком умный человек, чтобы быть обманутым, что ваше чувство превосходства над другими полностью обосновано, что вы принадлежите к особенной группе (например, «высшей расе») или являетесь выдающейся личностью. Очень часто стричь (и даже отправлять на бойню) вас будут отнюдь не учителя смирения — а учителя гордыни.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>