анонсы статьи
новости
24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий
Бог - не следящая камера

Сергей Худиев, Москва

Не в первый раз, я наткнулся на утверждение: «Богу нет дела до вашей личной жизни!» Причем это подавалось как очень хорошая новость, позволяющая вздохнуть свободно.

Конечно, это утверждение неверно — Богу есть дело до того, как я обращаюсь со своими ближними, а «личная жизнь» это как раз та область, в которой мы можем быть для ближнего источником великого утешения, поддержки и уверенности — или, напротив, страшного, разрушительного страдания.

Но откуда оно берется? Почему люди хотят, чтобы Бог отвернулся?

У него есть несколько причин, и первая из них — глубокое недоверие Богу, который воспринимается как всепроникающая «следящая камера». Наше поколение может порадоваться тому, что, когда мы были юными и глупыми, не было ни камер в каждом телефоне, ни интернета — и многие из того, что мы сказали или сделали, просто рассеялось в воздухе. Может, кто-то и помнит наши «глупости и мелкие злодейства», но воспоминания, пока, во всяком случае, невозможно напрямую транслировать в интернет.

Сегодня живем в мире, все более и более набитом камерами — все происходящее попадает в запись, враги человека могут заснять его в самый неподходящий момент, в ситуации, которая обычно и описывается словами «личная жизнь», а потом выложить это в сеть, на потеху зевакам всего земного шара. Формально это запрещено законом — но законное разбирательство только добавит боли и позора.

В мире, где приватность становится так легко разрушить, люди особенно ее ценят. Следящие камеры на улицах — это еще куда ни шло, мы люди законопослушные. Но мы совсем не хотим таких камер у себя в квартирах. А если появятся устройства, способные, хотя бы приблизительно считывать ваши мысли и эмоции — например, с восторгом или с возмущением вы смотрели определенную передачу — мы окажемся в мире жуткой антиутопии, где и вздохнуть будет страшно.

Почему? Мы не видим людей за камерами, но опасаемся их. Люди грешны, а знание о нас дает им власть — которую они легко обратят против нас. Ситуация, в которой надо помалкивать и скрываться, не является новой. Еще пророк говорил: «Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Мих.7:5).

Новыми являются возможности для слежки. И вот-вот люди слышат о том, что Бог — это такая абсолютная следящая камера, от которое невозможно скрыться и которая видит насквозь даже самое сокровенные мысли человека. Это вызывает такой ужас, что люди отчаянно хотят, чтобы Его не было. Это понятно — получи другой человек такое тотальное знание о нас, мы бы были (обоснованно) сокрушены и подавлены.

Но Бог — не человек. Вернее, мы можем сказать, что хороший человек несколько напоминает Бога — у нас могут быть друзья или близкие, в которых мы уверены, которые сохранят наши секреты и не выставят нас на позор.

Священник, врач или адвокат могут знать о нас что-то, что мы бы не доверили еще кому-то — но мы полагаемся на их профессиональную честность. Адвокат знает, насколько глупо мы поступили и во что вляпались — но он на нашей стороне, он нас защищает, он стремится вывести нас из беды. И вот Бог — всегда ищет нашего блага. Он знает о нас все то, что мы бы не доверили другим людям. Как близкий друг, врач или адвокат. Это должно быть для нас источником утешения, а не страха.
Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?
  Следующие 20 >>