Искупление — одна из центральных доктрин христианства. Когда Апостолу Павлу нужно коротко обозначить содержание его благовестия, он говорит: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, И что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор.15:3-4).
Однако в современно мире это возвещение — предмет острой критики и нападок. Недавно у меня спросили — не является ли актом явной и чудовищной несправедливости казнить невинного за грехи виновных? Не выглядит ли эта доктрина явно аморальной и нелепой?
Что же, прежде всего нам следует избежать ложных ассоциаций. Когда мы говорим «невиновный был казнен за грехи виновных», мы обычно подразумеваем, что пострадавший был лицом пассивным — люди обычно не выбирают быть казненными, это то, что с ними делают против их воли. Но Библия подчеркивает, что Христос восходит на крест совершенно добровольно.
Мы можем использовать слово «жертва» в двух смыслах. В первом случае речь идет о лице чисто страдательном — мы говорим «жертва преступления», «жертва несчастного случая», «жертва болезни» или «трагических обстоятельств». Жертва не выбирала своей участи — и охотно предпочла бы ее избежать. Но мы можем говорить о «жертве» в активном смысле. Когда пожарник приносит себя в жертву ради спасения людей из огня, или врач во время эпидемии приносит себя в жертву ради помощи больным.
И врач, и пожарный знают о том, что вероятно, умрут — но первый идет в огонь, а второй — ухаживает за зараженными. Их не принуждали к этому. Они выбрали это добровольно, и поэтому мы чтим их как героев — а не оплакиваем как жертв, которым просто не повезло.
И в этом смысле (активной жертвы) расплата за чужие грехи не столь уж необычное дело, и мы часто не видим в нем никакой неуместности или несправедливости. Родитель платит за окно, разбитое ребенком, супруг платит долги женщины, которую взял в жены. Такая ситуация обычно возникает, когда между людьми возникает тесная связь — как у родителя с ребенком или между супругами.
Второе, что стоит заметить — Христос не посторонний, который шел по своим делам, а его поймали и казнили за чужие грехи. Он, по своему личному выбору, отождествляет Себя с падшим человеческим родом (и с каждым грешником) настолько, что умирает за наши грехи и сообщает нам Свою праведность. Как пишет святой Апостол Павел, мы соединены с Ним на неком таинственном и глубоком уровне, и Его смерть есть наша смерть — которая освобождает нас и от осуждения, и от греховного прошлого вообще. «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3).
Христос не является чужим человеком, которому почему-то вменили наши грехи и казнили за них. Он добровольно становится нашим сродником, входит с нами в самый тесный союз — Он настолько соединяется с нами, что может нести на Себе наши грехи, и передать нам Свою праведность.