анонсы статьи
новости
19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений
Внутренняя радость

Роман Носач 29.06.1960 - 03.06.2024

После моего выступления в церкви ко мне подошла сестра и, высказав некоторые мысли по теме проповеди, сделала одно замечание. Оно касалось моего чувства юмора и анекдота, которым я пытался проиллюстрировать свою мысль. Я спросил ее, приходится ли ей улыбается или смеяться. «У меня есть внутренняя радость», - ответила она.

Я стал думать, а что такое внутренняя радость? Возможно ли иметь внутреннюю радость, когда снаружи никаких ее признаков не отыщешь днем с огнем? Реально ли сохранить настоящую радость за каменным, непроницаемым лицом? Как должна и должна ли проявляться внутренняя, сердечная радость?

Об обратном Библия говорит нам, когда и «при смехе иногда болит сердце». И это понятно, поскольку здесь за смехом или за шуткой человек просто прячет свою боль. Но прятать за скорбным или постным лицом свою радость?

Дело, в конце концов, не в наличии или отсутствии чувства юмора. Оно у меня есть и это Божий дар. У другого его нет и, возможно, это тоже Божий дар. (Хотя, может быть, это чувство просто похоронено человеком или находится под внутренним запретом?) За этим вопросом стоит более серьезная проблема: может ли христианин быть человеком?

Один человек хорошо выразился так: пусть все люди станут христианами, но пусть и христиане останутся людьми.

А был ли Христос человеком? Улыбался ли Он? Шутил? Смеялся ли удачной шутке? Мог ли иронизировать, подсмеиваться над Своими учениками?

В одном из фильмов о Христе под названием «Иисус» (не по Евангелию от Луки) есть эпизод, когда ученики с Христом в знойный полдень окружили колодец и пьют из него. Неожиданно Иисус зачерпывает воду и обливает стоящего рядом ученика. Тот, в свою очередь, обливает Христа - и понеслось. Все обливают всех.

Эта сцена – такая естественная и обыденная – лучше всяких богословских изысков показала человечность Сына Божьего, Его близость и родство с нашим, человеческим, родом.

То, что Он уставал, плакал, горевал, – об этом в Писании сказано. А о том, что Он шутил и смеялся, – нет. И на этом основании многие «ревнители» Слова Божьего отвергают смех, «внешнюю» радость, юмор, иронию.

Довод довольно хлипкий. В конце концов, о многом, что Христос делал, не написано ни слова. Чистил ли Он зубы, мылся, стирал ли Свою одежду – об этом Библия умалчивает. Однако, мы это делаем и кое-что делать просто вынуждены.

В то же время мы не делаем многого из того, что Он на самом деле делал. Мы не ходим в таких же, как у Него, сандалиях или просто босиком. Мы не носим такую одежду, какую Он носил. Мы не едим пищу, которую Он ел. Мы, в большинстве своем, имеем крышу над головой. У Него ее не было. У многих из нас есть семьи, жены, дети. Христос не был женат.

Христос, конечно, пример для нас, но в том числе и в обладании здравым смыслом, иначе, следуя Его примеру в некоторых вещах, мы можем далеко зайти. Впрочем, некоторые и заходят.

Почему у верующих такие серьезные и даже хмурые лица? Почему мы становимся такими высокоторжественными, когда говорим о Боге, о служении Ему, о церкви, о других «духовных» вопросах?

Я не говорю сейчас о так называемом харизматическом типе служения, когда все ликуют, шумят и веселятся. Некоторое время назад у нас прошло несколько неформальных встреч, в которых участвовали верующие из разных церквей и деноминаций. В конце одной из встреч одна наша знакомая из харизматической церкви спросила: «Почему баптисты такие скучные на службах и веселые после них, а харизматы, наоборот, веселые на богослужениях, но ужасно скучны в жизни». Это ее наблюдение и, как всякое обобщение, оно субъективно, но в то же время и любопытно.

И любопытно в первую очередь тем, что все мы носим какие-то маски, нередко скрывая истинное состояние своего внутреннего человека. У нас также есть свое представление, какими нам должно быть перед лицом Бога, на богослужениях или на других специальных мероприятиях. И в соответствии с этим представлением мы или веселимся, или грустим, у нас или «внешняя» или «внутренняя» радость.

Вопрос в том, что и как надо сделать, чтобы внешнее соответствовало внутреннему и наоборот? Как плакать, когда плачется, и радоваться, когда радостно, и не скрывать этого и не бояться, что кто-то что-то подумает или скажет? Да и самому не испытывать чувства вины?

Осознание, осмысление и преодоление своих стереотипов – процесс долгий, трудный и болезненный. Но категорически необходимый. Необходимый потому, что это единственный способ, который поможем нам избежать сползания в болото лицемерия и фарисейства. Потому что только на этом пути лежит обновление и освежение церкви, надежда на развитие и рост верующих и на то, что честность, искренность и открытость христиан может привлечь к ним неверующих.

Только в страшном кошмаре можно представить себе вечную жизнь с Богом как вечное богослужение либо с «внутренней» радостью и каменными лицами верующих, либо с буйной «внешней» радостью и равнодушными сердцами. Не думаю, что мы можем соблазнить такой вечностью неверующих. Да, собственно, и мне туда не хочется. А вам?
Опубликовано в газете "Мирт" №5(60), 2007 год
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>