Интернет, который позволил каждому из нас высказываться буквально на весь мир, сделал особенно заметным то, что можно было видеть и раньше — люди охотно борются со злом. Они полны праведного негодования на злодеев, и, если не сами берут оружие в руки, то горячо призывают к этому других.
Зло должно быть разоблачено, указано, обозначено, и уничтожено. «Вот оно, зло, бейте его!» — кричат множество сообщений мировой Сети на всех языках. Все честные люди планеты едины в своей борьбе против зла. Кажется, столкнувшись в таким единодушным сопротивлением, зло должно было бы давно исчезнуть — ведь его никто не поддерживает. По крайней мере, невозможно найти людей, которые бы играли за команду зла. Все выступают за добро и правду, и рвутся покарать злодеев. Почему же зло никуда не исчезает?
Потому что, хотя люди едины в своей борьбе со злом, они расходятся во мнениях, кто именно тут представляет собой силы зла. Они всегда готовы указать на злодеев. Но особенно удивительное открытие ожидает нас, если мы попробуем прислушаться к самим злодеям — они-то как видят себя? Тот же интернет позволяет нам легко узнать их мнение. Оказывается, они тоже борются со злом — в лице своих противников. Это они, под градом клевет, борются за добро и правду.
«Это потому, — объяснят нам на другой стороне, — что они запуганы, или подкуплены, или просто невероятно тупы. Не может же честный и разумный человек не понимать, где добро и где зло!»
Но увы, враги могут быть столь же искренне убеждены, что они борются со злом. Так было всегда, сколько человечество себя помнит. Так было и в евангельские времена. Христос пришел в мир, охваченный бесконечной борьбой — римляне против иудеев, иудеи против римлян, разные группы внутри как иудеев, так и римлян беспощадно враждовали друг с другом. По самым разным поводам, которые в наши дни поражают своей нелепостью.
Люди (как всегда) горячо верили в то, что стоит избавиться от плохих людей, как жизнь наладится. Верующие напряженно ожидали Мессию, который придет и поможет хорошим людям, наконец, победить плохих. Тем более, что разница между «сынами света» и «сынами тьмы» была очевидна. Был народ, избранный Богом, который призывал Его имя и хранил Его закон. И были нечестивые, развращенные язычники, которые поклонялись своим мерзким идолам, притеснители людей Божиих.
Люди говорили о покаянии, и призывали к нему — в том смысле, что, если народ начнет, наконец, жить как должно, соблюдать субботу и вообще надлежащим образом чтить Всевышнего, Бог поможет ему одолеть врагов.
И вот пришел Некто таинственный и могущественный, Человек, творивший чудеса, о которых шла речь в древних пророчествах. Люди поверили — вот Он, долгожданный Спаситель. Сейчас меч Господень обагрится кровью язычников и нечестивцев, сейчас явится мира и справедливости, которое будет установлено, когда все хорошие люди, наконец, убьют всех плохих. Мир, наконец, перевернется с ног на голову — или, вернее, наоборот, с головы на ноги. Все станет на свои места.
Но Иисус не оправдывает этих ожиданий — напротив, Он говорит о любви к врагам. Не потому, что Он на их стороне — ничуть. Потому что Он совершает гораздо более важный по своим последствиям переворот.
Как Ангел говорит правдному Иосифу еще до рождения Иисуса: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). Не от грехов других людей, не от грехов римлян, а от их собственных грехов. Это послание показалось современникам Иисуса глубоко разочаровывающим. Настолько, что когда стало ясно, что Иисус не собирается вести народ резать римлян, восторженные крики «осанна» сменились воплями «распни Его».
Оно непонятно людям и в наше время. Люди верят, что зло — всегда снаружи. Это точно не они, и не те, кого они считают своими. Но Библия открывает, что это не так. Конечно, другие люди тоже грешны. Но начинать борьбу со злом этого мира нужно не с них, а с того человека, над которым ты имеешь непосредственную власть — с тебя самого.
Зло приходит в мир и через тебя тоже. Ты тоже часть проблемы. Это очень трудно принять — потому что человек остро нуждается в том, чтобы сознавать себя чистым, хорошим, праведным, стоящим «на правильной стороне истории». От этого зависит чуство его личного достоинства и общности с другими. Человеку легче пережить лишение почти чего угодно — чем сознания собственной правоты.
Потому, что он уже привык верить, что люди делятся на хороших и плохих, а плохие — достойны смерти.
И Евангелие говорит о том, что, хотя «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23), Бог не желает смерти грешников. Бог предлагает им всем прощение и оправдание даром — в Иисусе Христе.
А когда мы обретаем это прощение, мы смотрим на мир уже совершенно по-другому. Когда мы противимся злу в самих себе, мы даем Богу действовать через нас, и тогда мы реально уменьшаем зло в мире.