анонсы статьи
новости
3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»
Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Сергей Худиев, Москва

Недавно я в очередной раз наткнулся на утверждения о том, что Иисус был в Индии — о чем, как считается, свидетельствует «явное сходство между идеями Нового Завета и буддизма». Тут стоит сказать несколько слов.

Для человека далекого от какой-либо религиозной практики все религии могут казаться на одно лицо. И, в самом деле, первыми бросаются глаза сходства. Члены религиозных общин следуют (с переменным успехом) определенному моральному кодексу. У них есть специальный религиозный календарь, согласно которому они совершают определенные ритуалы, у них, обычно, есть какие-то религиозные профессионалы, которые облачаются, для совершения этих ритуалов, в специальные одежды. Во многих традициях есть практика аскетизма — воздержания от каких-то мирских благ ради духовных целей, существуют монастыри, куда уходят люди, желающие полностью посвятить себя духовному труду. Все это есть и в историческом христианстве, и в буддизме.

Войдя в православный (или католический) храм турист увидит много позолоты и почитаемые изображения. Войдя в буддистский храм, он тоже увидит много позолоты и изображения — хотя немного другие, вместо свечей —ароматические палочки. Легко предположить, что в обоих местах поклонения происходит что-то если не одно и то же, то, по крайней мере, однотипное.

Но это ошибка. Это как с книгами. Книги внешне похожи. Это особым образом переплетенные листы бумаги. Но если мы, видя это внешнее сходство, предположим одинаковое содержание, мы ошибемся.

Вторая ошибка —для человека нерелигиозного религия сводится к нравственности. И христианский, и буддистский монах согласятся, что предаваться гневу не надо — с этим согласится и секулярный гуманист. Но религия говорит о чем-то большем — о спасении. Люди самых разных культур сознают, что с нами что-то пошло не так, мы отпали от какой-то подлинной жизни, мы страдаем и умираем из-за того, что постоянно сворачиваем не туда. И вот представления о том, в чем наша беда и как нам избавиться от нее, расходятся в разных религиях самым радикальным образом. И особенно резким является расхождение между христианством и буддизмом.

Христианство — это религия, в центре которой находится Бог, который создал нас для жизни вечной и блаженной. Наша беда в том, что грехом мы разрушили наши отношения с Ним. Грех — это не просто отдельные плохие поступки; это катастрофа, глубоко повредившая весь человеческий род, более того, все мироздание.

Мы не можем вернуться к Богу сами, но Бог приходит спасти нас в лице Иисуса Христа. Через Свою смерть и Воскресение Христос дает нам прощение грехов и жизнь вечную. Он возвращает нас к Богу.

Буддизм не предполагает веры в Бога-Спасителя. Для европейского читателя это может быть не очень понятно — мы привыкли, что религия связана с Богом, но это так.

Евангелие говорит — ты должен возложить свою надежду на Христа. Буддизм, по крайней мере, в его чистой и первоначальной форме — ты должен сам о себе позаботиться. Эти представления о мире не сходны — они, скорее, противоположны. Буддисты могут быть прекрасными людьми, но они идут совсем не в том направлении, что христиане. И, конечно, Иисус не был буддистом. Он, определенно полагал, что самое важное в нашей жизни — отношения с Богом.
Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей
  Следующие 20 >>