Довольно часто я натыкаюсь на идею, что одну из центральных доктрин Христианства — искупительную смерть Иисуса за наши грехи — привнес Апостол Павел, возможно, подхватив ее из каких-то языческих мифологий. Ни сам Иисус, ни Его ближайшие ученики ее, якобы не знали.
Эта мысль высказывается очень много кем — от неоязычников до мусульман — но я приведу ее в версии Льва Толстого:
«Как основа учения Христа в том, что главная и единственная обязанность человека есть исполнение воли бога, то есть любви к людям, — единственная основа учения Павла та, что единственная обязанность человека — это вера в то, что Христос своей смертью искупил и искупает грехи людей».
Тезис что «Христос умер за грехи наши, по Писанию... Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор.15:3-4) действительно является центральным для Апостола. Когда ему нужно очень кратно изложить содержание его благовестия, он прибегает именно к этой формулировке. Но является ли он ее автором или исключительным проповедником?
Для того, чтобы понять это, нам стоит обратить внимание одной из ключевых ветхозаветных пророчеств об Иисусе — Ис. 53.
В этой главе, в частности, говорится: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:5-6).
Формулировка Апостола Павла «Христос умер за грехи наши» — это просто сокращение слов Пророка. Тезис о праведнике, который умер за грехи неправедных, и этим приобрел им оправдание, выражен у Пророка с предельной ясностью: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11).
Этот текст создан задолго до Апостола Павла и до Иисуса; но и Павел, и другие Апостолы, и сам Господь Иисус обращаются именно к нему. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет.3:18) говорит Апостол Петр, а Апостол Иоанн тоже говорит об Иисусе как о жертве за наши грехи: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан 2:2).
Сам Господь Иисус понимает Свое служение, прежде всего, как искупительное:
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45).
Более того, он относит пророчество Ис.53 к Себе самому: «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лук.22:37).
Речь идет об Ис.53:12: «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
Таким образом, если мы рассмотрим Писание сколько-нибудь внимательно, версия об Апостоле Павле как «изобретателе» доктрины Искупления рушится. Об Искуплении говорит уже Ветхозаветный Пророк за столетия до Павла. Это учение последовательно проходит через всю Библию.