анонсы статьи
новости
5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом
Искупление придумал Павел?

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто я натыкаюсь на идею, что одну из центральных доктрин Христианства — искупительную смерть Иисуса за наши грехи — привнес Апостол Павел, возможно, подхватив ее из каких-то языческих мифологий. Ни сам Иисус, ни Его ближайшие ученики ее, якобы не знали.

Эта мысль высказывается очень много кем — от неоязычников до мусульман — но я приведу ее в версии Льва Толстого:
«Как основа учения Христа в том, что главная и единственная обязанность человека есть исполнение воли бога, то есть любви к людям, — единственная основа учения Павла та, что единственная обязанность человека — это вера в то, что Христос своей смертью искупил и искупает грехи людей».

Тезис что «Христос умер за грехи наши, по Писанию... Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор.15:3-4) действительно является центральным для Апостола. Когда ему нужно очень кратно изложить содержание его благовестия, он прибегает именно к этой формулировке. Но является ли он ее автором или исключительным проповедником? Для того, чтобы понять это, нам стоит обратить внимание одной из ключевых ветхозаветных пророчеств об Иисусе — Ис. 53.

В этой главе, в частности, говорится: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:5-6).

Формулировка Апостола Павла «Христос умер за грехи наши» — это просто сокращение слов Пророка. Тезис о праведнике, который умер за грехи неправедных, и этим приобрел им оправдание, выражен у Пророка с предельной ясностью: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11).

Этот текст создан задолго до Апостола Павла и до Иисуса; но и Павел, и другие Апостолы, и сам Господь Иисус обращаются именно к нему. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет.3:18) говорит Апостол Петр, а Апостол Иоанн тоже говорит об Иисусе как о жертве за наши грехи: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан 2:2).

Сам Господь Иисус понимает Свое служение, прежде всего, как искупительное: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45).

Более того, он относит пророчество Ис.53 к Себе самому: «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лук.22:37).

Речь идет об Ис.53:12: «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Таким образом, если мы рассмотрим Писание сколько-нибудь внимательно, версия об Апостоле Павле как «изобретателе» доктрины Искупления рушится. Об Искуплении говорит уже Ветхозаветный Пророк за столетия до Павла. Это учение последовательно проходит через всю Библию.
Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?
  Следующие 20 >>