анонсы статьи
новости
18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте
Невероятность Воскресения

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто неверующие говорят, что вероятность Воскресения Христа из мертвых настолько низка, что даже самое натянутое обьяснение — обман со стороны Апостолов, галлюцнации и т.д. – более вероятны.

Но как мы могли бы определить вероятность или невероятность воскресения? Обычно мы подсчитываем вероятность того или иного события, опираясь на наш предыдущий опыт. Например, мы знаем, что при употреблении этого лекарства вероятность возникновения таких-то побочных эффектов составляет 5%. Как мы это определили? Мы рассмотрели множество предыдущих случаев использования этого препарата.

Какова вероятность воскресения мертвого? Насколько нам известно, во всех наблюдаемых нами случаях мертвые люди остаются мертвыми, тела их разлагаются. Это одна из самых надежных вещей, которые мы знаем о мире. Следовательно, мы можем заключить, что вероятность воскресения мертвого исчезающе мала. Даже самое невероятное стечение обстоятельств, каким бы странным оно ни казалось, более вероятно, чем воскресение мертвого. Но этот аргумент не имеет отношения к делу — Апостолы не проповедуют, что «время от времени, с такой-то вероятностью, люди воскресают из мертвых». Воскресение Христово является, во-первых, уникальным событием, во-вторых — актом сверхъестественного вмешательства Бога.

Это ключевое, поворотное деяние Бога в истории. Не что-то, что происходит периодически и вероятность чего мы могли бы подсчитать. Мы не можем оценивать вероятность уникальных событий — именно в силу их уникальности. У нас нет прошлого опыта, на основании которого мы могли бы произвести подсчеты.

Я попробую привести пример уникального события. Часто люди, критически настроенные по отношению к христианству, находят аналог веры в другом месте — они с энтузиазмом ожидают установления контактов с внеземным разумом. Допустим, ученые, работающие над программой SETI, сообщают, что они, наконец, приняли сигнал от инопланетян. Насколько вероятно получение такого сигнала? Мы понятия не имеем. Это уникальное событие — ничего подобного не происходило раньше. Вернее, заявлений о контактах с внеземным разумом было много, это заметная часть массовой культуры. Но все они рассматривались, как недостойные доверия.

Мы не можем оценить вероятность самого сигнала — но мы можем зайти с другой стороны. Насколько вероятно, что все вовлеченные сотрудники SETI намеренно лгут? Сами введены в заблуждение фейковой радиограммой, которую направили какие-то заговорщики? Впали в те самые коллективные галлюцинации?

Иначе говоря, есть ли у нас правдоподобное альтернативное объяснение их поведению? Если мы отклоним все эти варианты как неубедительные — нам останется поверить, что сотрудники SETI говорят правду.

Вернемся к Апостолам. Воскресение Иисуса — уникальное событие, и мы не можем говорить о вероятности применительно к нему. Но мы можем оценить вероятность альтернативных версий. Насколько вероятно, что Апостолы лгут или галлюцинируют? Если это крайне неправдоподобно, это делает вероятным то, что Он воскрес, они с ним общались. То загадочное «нечто», которое с такой силой убедило учеников в воскресении Иисуса, как раз и было Воскресением.

Конечно, тут возникает главное препятствие — материализм, мировоззрение, которое отрицает возможность каких бы то ни было сверхъестественных явлений. Бог не мог воскресить Иисуса из мертвых, потому что Бога нет, а сознание и свобода — плод каких-то до сих пор непонятных, но чисто материалистических процессов в коре вашего головного мозга.

Материализм не является выводом из каких бы то ни было данных — это, напротив, рамка, в которой интерпретируются любые данные. Любое, сколь угодно натянутое объяснение допустимо — пока оно остается в рамках материализма.

Но какие у нас основания принимать эти рамки? Как философская концепция материализм сталкивается с непреодолимыми проблемами в объяснении сознания и свободной воли, о чем на «Азбуке веры» уже есть подробная статья.

А когда мы отказываемся от материалистической догматики — стена обрушивается, запрет исчезает, и мы оказываемся перед лицом очевидности. Апостолы не лгут и не галлюцинируют — Христос действительно воскрес из мертвых.
Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные
  Следующие 20 >>