Ричард Форд живой классик американской литературы, лауреат Пулитцеровской, Фолкнеровской и прочих литературных премий. Он начал публиковать свои рассказы в 1980-х годах, что соответствовало американскому ренессансу жанра рассказа, в центре которого был писатель Рэймонд Карвер (1938-1988). Поэтому Форда стали причислять к движению, известному как Грязный реализм. Однако это не совсем верно в отношении писателя, скорее даже неверно в корне, так как Ричард Форд совсем не похож ни на самого Рэймонда Карвера, ни на Чарльза Буковски. Я уже молчу про остальной мейнстрим этого направления, от Тобиаса Вольфа, Энн Битти, Фредерика Бартелми до Ларри Брауна и Гордона Лиша.
Скорее творчество Ричарда Форда близко к вершинам американской прозы XX века – текстам Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джона Апдайка и Уокера Перси. Писателю одинаково удается работать в романном жанре и жанре рассказа. Везде он точен, внимателен к деталям и медленно приводит читателя к кульминации там, где ты совершенно её не ждёшь.
Повесть Ричарда Форда «Прочие умершие» входит в его цикл о Фрэнке Баскоуме (или Баскомбе, в переводе Сергея Ильина). Цикл включает в себя пять книг: «Спортивный журналист», «День независимости» (эти романы выходили у нас в издательстве «Фантом пресс» в переводе Сергея Ильина), «Край земли» (Lay of the Land), «Позволь мне быть с тобой Фрэнк» (Let me be Frank with you) и самый свежий заключительный роман цикла «Будь моим» (Be Mine), вышедший в 2023 году.
Повесть «Прочие умершие» входит в сборник «Позволь мне быть с тобой Фрэнк». Она рассказывает об одном дне бывшего писателя и спортивного журналиста Фрэнка Баскоума. На дворе Рождественский Сочельник, а вокруг все говорят о последствиях урагана Сэнди. Форд очень любит использовать праздничную суету, чтобы вырвать своих героев из обычной рутины и поместить в обстоятельства, обнажающие накопившиеся боль и конфликты.
Фрэнк получает сообщение от бывшего приятеля Эдди, который умирает от онкологии и зовет его повидаться перед смертью. Баскоум не хочет отвечать на сообщения, но все оборачивается так, что он принимает решение приехать и повидать умирающего. Один день и три встречи, которые помогут главному герою посмотреть на свою жизнь иначе, хотя он уже не юноша (ему почти 70 лет).
На своем пути он встретится с грехом другого человека, который заденет его самого. А ещё он встретится с двумя людьми. Один из них притворяется христианином и служителем церкви, а другой - настоящий, искренний верующий, вера которого не нуждается в красивых словах, она проявляется в его поступках. Писатель показывает, как фасад респектабельности может скрывать картонные декорации, для разрушения которых не нужен даже ураган. Зато достаточно несколько добрых слов, сказанных от чистого сердца, чтобы помочь другому человеку.
Как обычно, Ричард Форд находит метафизику там, где ее совсем не ожидаешь. Он умеет видеть свет среди обыденной рутины, помогая герою не просто понять, а почувствовать иную реальность, которая проявляется через очертания обычной и ничем не примечательной жизни.