анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Игорь Попов, Москва

Ответив на главный вопрос: «Зачем читать «Божественную комедию» Данте, мы, без промедления приступим к путешествию вместе с гениальным флорентийским поэтом по зловещим и пугающим рвам Ада, мучительным склонам горы Чистилища к высотам Рая.

Но для начала немного о самом произведении. Труд Данте относится к жанру поэмы, поскольку в нем есть черты лирики и эпоса (общая история и внимание к чувствам), большой объем, множество (я бы даже сказал великое множество) поднимаемых тем, ясный сюжет, лирический герой (благодаря которому мы видим все, что происходит в истории), второстепенные герои, изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне.

Отвечаю сразу на самый популярный вопрос о произведении: почему Данте свое устрашающее творение назвал комедией? Данте назвал свое произведение комедией потому, что в Средние века комедией называли «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке». Об этом поэт сам говорит в одном из писем.

«Божественная комедия» состоит из трёх частей: Ад, Чистилище и Рай, которые характеризуются собственным пространством и героями. Композиция линейная: события следуют друг за другом, с элементами вставочных микроисторий (вставочные сюжеты – истории душ, которых встречает Данте).

Главных героев три: сам Данте и два его провожатых. По Аду и Чистилищу его ведет Вергилий – древнеримский поэт, кумир Данте. Его он называет дуком или вождем, как этот титул перевел Михаил Лозинский. На вершине Чистилища их встречает Беатриче, которая и поведет поэта в Небесные сферы. Это донна, символизирующая собой Теологию и Любовь.

Начинаем мы путешествие с Ада, первой части произведения Данте.

Чтобы понять структуру загробного мира Данте нужно запомнить источники, на которые он ориентировался, когда писал свою Комедию. Это «Этика» Аристотеля, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия и теологические трактаты Фомы Аквинского. Упоминаемых в произведении текстов других авторов больше, но именно из этих текстов и рождается вся структура загробного мира в поэме. Ну и плюс еще гений Данте, это тоже не нужно забывать. Распределение по грехам в Аду и в Чистилище происходить в соответствии с классификацией грехов в «Этике» Аристотеля.

Первые двадцать четыре часа путешествия Данте прошли на земле и начались вечером Чистого четверга, 24 марта (или 7 апреля) 1300 года, и весь следующий день (Страстная пятница) был потрачен на исследование глубин Ада с Вергилием в качестве гида.

Вот как схематично выглядит Ад в комедии:

1 круг – Лимб: некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане. Обречены на вечную скорбь. Данте встречает среди прочих Платона и Гомера.
2 круг – Похоть: сладострастники. Обречены на истязания в вечном вихре и ударами о скалы. Данте встречает Франческу и Паоло.
3 круг – Чревоугодие: обжоры и гурманы. Гниение под дождём и градом и истязание Цербером. Данте встречает Чиакко – жителя Флоренции.
4 круг – Скупость и расточительство. Они перетаскивают с места на место огромные тяжестей. Души, столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой.
5 круг – Гнев. Гневливые и унывающие люди. Вечная драка в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих. Данте встречает Филиппо Ардженти – флоринтиец, прославившийся своей яростью.
6 круг – Стены города Дита (Аида). Еретики и лжеучители. Обречены на вечное лежание в раскалённых могилах. Данте встречает Фаринату дельи Уберти, который предсказывает Алигьери изгнание из Флоренции.
7 круг – Город Дит (совершающие насилие). Он разделен на 3 пояса.

1 пояс – Флегетон. Тираны и разбойники обречены кипеть во рве из раскалённой крови под надзором Кентавров. Данте встречает Александра Македонского.
2 пояс – Лес самоубийц. Наложившие на себя руки превращены в деревья, которые терзают гарпии. А мотов преследуют гончие псы. Данте встречает Пьера делла Винья канцлер Фридриха II, ослеплённый и брошенный в тюрьму.
3 пояс – Горячие пески. Богохульники, насильники над естеством и искусством изнывают в бесплодной пустыне под огненным дождём. Данте встречает Брунетто Латини – своего учителя, который предрекает Алигьери славу.
8 круг – Малебольдже – Злые рвы или щели, их всего 10 (обманувшие не доверившихся).
1 щель – сводники и обольстители бегут встречными потоками, подгоняемые бесами.
2 щель – льстецы утопают в зловонной грязи.
3 щель – симониты (служители церкви, торговавшие должностями), чьи ступни пылают в огне, а сами они заключены в скалы по икры. Данте встречает римского папу Николая III.
4 щель – колдуны, чья голова развёрнута на сто восемьдесят и лишена способности говорить.
5 щель – взяточники, которые кипят в смоле.
6 щель – лицемеры, закованные в свинцовые плащи («Федериковы плащи»). Данте встречает Каиафу и Анну.
7 щель – воры, превращающиеся в гадов и обратно.
8 щель – лукавые советчики, ставшие огоньками и пожираемые пламенем. Данте встречает Улисса и Диомеда, погубивших Трою.
9 щель – распотрошенные и истекающие кровью зачинщики раздора. Поэт встречает Магомета.
10 щель – фальшивомонетчики и алхимики, подверженные струпьям, вдыхающие зловонный газ. Алигьери встречает алхимика Капоккио.
9 круг – Ледяное озеро Кацит (обманувшие доверившихся). Центр Ада, который состит из 4 поясов.

Пояс Каина – по пояс заморожены предатели родных. Данте встречает братьев Альберти, убивших друг друга из-за взаимной вражды.
Пояс Антенора – по горло заморожены предатели Родины и единомышленников.
Пояс Толомея – зажаты льдами на спине предавшие друзей и сотрапезников.
Пояс Джудекка – вмёрзшие вниз головами придавшие благодетелей.

Центр – вмороженный Люцифер, терзающий в своих трех пастях самых страшных грешников: Иуду, Брута и Кассия, предатель Бога и предатели власти.

Как устроено Чистилище?

Чистилище – место, где души путем страданий добиваются искупления своих грехов, после возносясь в Рай. Данте и Вергилий В Страстную Пятницу были в Аду, а следующий день провели, поднимаясь из Ада, чтобы увидеть звезды. Они прибывают на берег горы Чистилище – единственной суши, по версии Данте, в Южном полушарии – в 6 часов утра в Пасхальное воскресенье, что в 6 часов вечера в воскресенье в Иерусалиме, поскольку эти две точки противоположны. В Чистилище путь начинается с того места, где закончился Ад. Путешествие Данте по горе проходило три с четвертью дня и заканчилось тем, что Данте оказался в земном раю около полудня в среду, 30 марта (или 13 апреля).

Данте описывает Ад как существующий под Иерусалимом, созданный в результате падения Люцифера. Гора Чистилище была создана в результате смещения породы, вызванного тем же событием.

Молитва - главная тема в Чистилище. Многие души, которых встречает Данте, мы застаем в молитве, с многочисленными литургическими ссылками на псалмы и гимны на террасах (уступах). Молитвы живых от имени душ также играют большую роль в кантике, причем некоторые души, которые паломник встречает по пути, просят молитв у живых родственников и даже у самого паломника.

Эта совершенно удивительная идея горы, призванная воплотить саму идею очищения, восхождения человека, — целиком плод гения самого Данте. Поэтому сначала ангел вывел на лбу Данте семь букв P (от peccato — «грех»), которые другие ангелы стирают по мере восхождения поэта. На вершине же Чистилища находится земной рай.

Вот структура Чистилища по Данте.

Предчистилище

Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшиеся перед смертью в своих грехах, они ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».

Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.

Долина земных властителей (не относится к Чистилищу). В долине земных властителей, в преддверии Чистилища, обитают правители, при жизни слишком увлеченные мирскими делами, которым не хватило воли исполнить свой высший долг.

1 круг – гордецы вынуждены нести на себе груз, склоняющий их к земле. Искупление покорностью.
2 круг – завистники ходят с зашитыми сеткой глазами в багровых рясах.
3 круг – гневливые находятся в непроглядном чёрном дыму, лишённые возможности видеть друг друга.
4 круг – празднолюбцы наказаны вечной и неутомимой ходьбой.
5 круг – корыстолюбцы прикованы лицом к земле и содрогаются в нескончаемых рыданиях.
6 круг – обжоры добиваются искупления своего греха голодом и жаждой, будучи в окружении благоухающих плодов и ручья с чистейшей водой.
7 круг – сладострастники вынуждены проходить сквозь пламя и молиться Господу.

Данте просыпается с рассветом, и поэты продолжают остаток восхождения, пока не увидят Земной рай (песнь XXVII). В XXX Песне Данте прощается с Вергилием. Дальше его будет вести Беатриче. А мы немного передохнем с вами, чтобы разобраться в том, что видели и подготовиться с самому главному путешествию в райские обители, как их видел Данте.
Окончание следует…
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>