анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

Игорь Попов, Москва

Пройдя самые сложные этапы пути по загробному пути с Данте Алигьери, которые он описал в первых двух частях - «Аде» и «Чистилище» - своего творения «Божественная комедия», мы подобрались к самой главной части путешествия по загробному миру – «Раю». Что же нас ожидает здесь?

Как устроен Рай по Данте?

По словам Данте, Рай представляет собой некое пространство, в котором расположены 10 небес. Там в вечном покое и счастье находятся праведники, приблизившиеся в своих добродетелях к Богу.

Схематично Рай – девять сфер, окружающие «Пламенеющую Розу» - Божественный центр:

1 небо – Луна: ангелы – праведники, нарушившие обеты.
2 небо – Меркурий: архангелы – невинно пострадавшие и честолюбивые деятели (реформаторы) – Юстиниан I.
3 небо – Венера: начала – влюблённые.
4 небо – Солнце: власти – мудрецы и великие учёные, образующие два круга – «хоровода». В первом – царь Соломон, Фома Аквинский. Во втором – Бонавентура.
5 небо – Марс: силы – воители за веру – Роланд.
6 небо – Юпитер: господства – справедливые правители – библейский царь Давид.
7 небо – Сатурн: престолы – богословы и монахи – святой Бенедикт.
8 небо – Сфера звёзд: херувимы – апостол Иоанн.
9 небо – Перводвигатель: серафимы – ангелы и святые.
10 небо – Эмпирей: Бог – обитель Божества и блаженных душ – Дева Мария, Адам, апостол Петр, Моисей, Беатриче.

На самом деле Рай – самая сложная часть «Божественной комедии», которая строится на догматах католицизма и теологических идеях Фомы Аквинского. Здесь мы видим примирение соперничавших на земле монашеских орденов – бенедиктинцев и францисканцев (святые Бенедикт и Франциск Асизский). Но не нужно думать, что в раю Данте забывает про своих оппонентов. Папе Бонифацию VIII продолжает доставаться обличений от поэта, как он неумолим и по отношению к церковным проповедникам, которые рассказывают с кафедры байки, вместо того, чтобы проповедовать Евангелие.

Данте встречается лицом к лицу с Богом (Песни XXXII и XXXIII). Бог предстает в виде трех одинаково больших кругов, занимающих одно и то же пространство, представляющих Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. В этих кругах Данте может различить человеческий облик Христа. Божественная комедия заканчивается тем, что Данте пытается понять, как сходятся круги и как человечность Христа соотносится с Божественностью Сына, но, как выразился Данте, «это был полет не для моих крыльев». Во вспышке понимания, которое он не может выразить, Данте наконец видит это, и его душа сонастраивается с Божьей любовью.

О чем же «Божественная комедия»?

Битвы по трактовкам великого произведения Данте начались еще при жизни поэта и продолжаются до сих пор. Над главным трудом своей жизни он работал 14 лет, закончив его лишь за месяц до смерти. Но многие отрывки из его поэмы тут же становились известными. Их распевала вся Италия. Про Данте слагали легенды. Торговки, при виде идущего поэта, шептались, о черном цвете его лица, что говорило о том, что сумрачный литератор побывал в аду, где и обгорел.

Рассказывали множество историй про то, как Данте гневался, когда при нем кто-нибудь начинал коверкать строчки из его «Комедии». Однажды он набросился за это на кузнеца и выбросил из мастерской все его инструменты, возмущённо объяснив, что если тот не хочет, чтобы поэт портил его вещи, пусть не портит его труд.

Влияние этого произведения на культуру колоссальное. Данте в поэму помещает научные, философские и теологические представления своего времени. В некотором смысле, «Божественная комедия» - это универсум средневековой культуры и первый текст итальянского Возрождения.

Для понимания научных представлений Данте необходимо знать, что в Италии позднего Средневековья под словами scientia(лат.) и scienza(ит.), переводящимися, как наука, знание, подразумевалось глубокое проникновение в природу объекта, в ее причинность и происхождение. Данте и его современники употребляли это слово именно в таком значении. Ранние комментаторы «Комедии» ссылались в таких случаях не только на натурфилософию, арифметику, геометрию и астрологию, но и на целый ряд других дисциплин, таких как богословие, грамматика, диалектика, риторика, музыка и поэзия.

Многие пассажи в поэме можно рассматривать с точки зрения рационального понимания всей физической Вселенной, как небесной, так и подлунной, всех ее многочисленных и разнообразных процессов, а также природы неодушевленных и одушевленных существ и их места и порядка внутри Вселенной. Иными словами, наука в дантовском контексте представляет собой одновременно и обобщенную, и тонко дифференцированную философию природы, видение естественного порядка, которые определялись набором философских предпосылок и преобразовались от самозарождения червей под землей в движение, сообщаемое чисто интеллектуальным веществом, отвечающим за вращение внешней небесной сферы. Хотя сам Данте и использует слово «наука», натурфилософия (philosophia naturalis) - это, пожалуй, лучшее слово для обозначения научного мировоззрения Данте, служащего стержнем «Божественной комедии».

На Данте оказал фундаментальное влияние и Вергилий. Вергилевскую «Энеиду» Алигьери знал наизусть и, по сути, переложил один из ее сюжетов на христианские представления своего времени. Как и троянец Эней, Данте путешествует по царству мертвых. У обоих героев есть провожатый («гидом» Энея была жрица Сивилла), обоим встречаются стражи и мифические существа — Харон, Цербер, Флегий и другие. Оба находят в мире мертвых своих предков, которые предсказывают героям их будущее, — Эней видится с отцом, а Данте — с прапрадедом Каччагвидой.

Некоторые персонажи «Энеиды» в дантовском загробном мире и вовсе обретают собственную судьбу. Например, доброго и честного троянца Рифея, в отличие от придумавшего его Вергилия, Данте определяет в Рай. По версии поэта, за стремление к правде Бог открыл Рифею будущее, и тот стал христианином задолго до основания христианства. При этом в царстве мертвых «Энеиды» нет системы наказаний или вознаграждений человека за его земные дела. А сам Эней там не затем, чтобы наблюдать жизнь душ. Он преследует личные цели — хочет воссоединиться с отцом. Данте, напротив, совершает своеобразное духовное паломничество и уделяет большое внимание устройству Ада, Чистилища и Рая, а также перечислению типов грехов и наказаний.

Вся поэма подчинена строгой структуре, связанной с цифровой символикой. Главными цифрами в ней являются священное число 3 (Божественная Троица), 9 – трижды священное число (оно символизирует совершенную любовь - Беатриче), 7 - число полноты Божьей и совершенное число 10. Давайте посмотрим, как Данте реализует это в поэме.

Произведение делится на 3 части – 3 кантики. В каждой кантике 33 песни – это совершенное число 10 помноженное на священное число 3 и плюс 3 (трижды повторенное). В поэме 100 песен – квадрат совершенного числа 10, символизирующий состояние гармонии, завершенность и полноту смысла. Общее количество 14233 стиха: Ад – 4720, Чистилище – 4755 и Рай – 4758.

Речь Вергилия – 51 строка, это число лет, которые прожил Вергилий. Беатриче упоминается 63 раза – 6+3 = 9. Рифмуется ее имя в 9 случаях.

Если поделить число стихов по принципу «золотого сечения» (золотое сечение — это такое разделение целого на части, при котором отношения частей между собой и наибольшей части к целому равны), то золотое сечение попадает на стих: «В земной плоти, воскресшей для хвалений» (стих о воплощении Христа). Номер стиха в поэме 8895, если сложить эти числа, то получится 30. 10х3 – совершенное на священное число. Стих находится в середине фрагмента, насчитывающего 9 стихов. Это 30 песнь Чистилища:

10 Один, подъемля вдохновенный взор,
Спел: "Veni, sponsa, de Libano, veni!" -
Воззвав трикраты, и за ним весь хор.

13 Как сонм блаженных из могильной сени,
Спеша, восстанет на призывный звук,
В земной плоти, воскресшей для хвалений,

16 Так над небесной колесницей вдруг.
Возникло сто, ad vocem tanti senis,
Всевечной жизни вестников и слуг.

Начинается он с цитаты из ветхозаветной книги Песня песней (глава 4, стих 8): «Спел: "Veni, sponsa, de Libano, veni!" - Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана!». Заканчивается цитатой из Евангелия от Марка (11 глава, стих 9): «Возникло сто, ad vocem tanti senis - благословен Грядущий во имя Господне!». Таким образом фрагмент связывает ветхозаветное пророчество и новозаветное его исполнение.

Особым способом устроены способы рифмовки в терцинах (трехстишьях). 1 строка рифмуется с 3, 2 строка – с 4 и т.д. Таким образом поэма превращается в единый кристалл.

Все это сделано для того, чтобы показать совершенство Божественного замысла о Человеке. Впервые в произведении литературы центром стал человек и его переживания. Это предвосхищает идеи Возрождения. Но, в отличие от последующей традиции, в центре жизни человека его путь к Богу, а не независимость от Него. Бог и человек неразрывно связаны друг с другом. В этом основная идея поэмы Данте – человек вне Творца блуждает в темном лесу своей души, но пройдя весь духовный путь обретает связь с Богом.

А что сам Данте хотел заложить в свою поэму? Поэт об этом писал: «Моя задача — вывести человека из состояния несчастья и привести его к состоянию счастья». В своей работе Алигьери поднимает множество тем. Основными из них можно считать: грех и его искупление, творчество, вознесение к Богу. На своем личном примере Данте показывает, что путь к Раю лежит через Ад и Чистилище. Работая над поэмой, он хотел указать людям путь к спасению души. А пролегает этот путь через удары судьбы, через осознание своих грехов и раскаяние.

Тут еще много можно написать, но я думаю итак достаточно понятно, что в поэме соединяются две основные идеи, которые были важны для поэта. Первая идея: показать реальность последствий своего духовного выбора и реальность посмертного воздаяния за него. Поэтому картины Ада, Чистилища и Рая написаны так сильно и так реалистично, убеждая читателей в их реальном существовании.

А вот вторая идея не такая очевидная. Данте хотел показать, что путь в вечною блаженство или в вечные мучения за грехи начинается уже в этой жизни. Здесь мы делаем свои выборы и в зависимости от наших поступков превращаем свою жизнь в Ад, Чистилище или Рай. То есть уже здесь мы переживаем все, что пережил сам Данте в своем духовном путешествии. Мы можем блуждать в своих личных кризисах в темном лесу заблуждений и нам нужны проводники, чтобы выйти из этого на свет Божественной любви и гармонии взаимоотношений с Творцом.

Тут лучше Данте и не скажешь: «142 Здесь изнемог высокий духа взлет; Но страсть и волю мне уже стремила, Как если колесу дан ровный ход, 145 Любовь, что движет солнце и светила».
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>