анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Молиться или трудиться?

Сергей Худиев, Москва

Один из частых упреков к вере в Бога состоит в том, что она отвлекает людей от реальных усилий по изменению мира к лучшему. Верующий молится там, где атеист трудится. Я даже сталкивался с утверждением, что любой специалист, скажем, хирург или пилот, неизбежно «практический атеист» — потому что полагается на свое мастерство, а не на молитву.

Некоторые даже говорят, что верующему пилоту нельзя доверять — там, где в критической ситуации атеист сосредоточится на предотвращении крушения, верующий с головой уйдет в молитву. Что можно ответить на это?

Люди часто критикуют не христианство как таковое — а свое представление о нем. У них есть своя картина того, «какой вред должно было бы приносить христианство, если бы оно соответствовало моим представлениям». Но, если сами эти представления — ложные?

На чем они вообще основаны? Проблема научного атеизма очень часто состоит в его ненаучности — люди верят в какие-то вещи, которые «должны быть», а не в те, которые можно было бы установить, исследуя реальность. Действительно ли в реальности верующие люди — плохие специалисты, которые молятся, вместо того, чтобы работать? Если бы было так - это было бы легко заметить. Самолеты, управляемые верующими пилотами, падали бы заметно чаще, пациенты чаще умирали бы у верующих хирургов, и вообще атеизм оказывался бы огромным преимуществом в жизни, благодаря тому, что атеисты бы работали и решали реальные проблемы, в то время как верующие вместо этого пребывали бы в молитвах.

Общества массового атеизма (например, СССР) демонстрировали бы явный отрыв от тех обществ, где есть много молящихся христиан. Мир уже давно был бы принадлежал атеистам — просто потому, что они легко бы обходили верующих на всех поворотах. Само беспокойство о том, что церковники одолевают и препятствуют прогрессу было бы забыто просто потому, что религиозные люди сами собой оказались бы в положении безнадежных маргиналов.

Ничего подобного, однако, не происходит в действительности. Почему? Потому, что молитва не означает (и не может означать) отказа от учебы или труда. Похоже, атеисты воспринимают молитву как форму магии — какие-то неработающие попытки добиться своих целей обращаясь к сверхъестественным силам. Магия действительно вытесняет труд, особенно интеллектуальный. Люди, которые пытаются колдовать, обычно, действительно делают это вместо того, чтобы учиться и работать. Общество, где распространено колдовство и магия — такое, как Гаити — действительно оказывается в состоянии беды и отсталости.

Но молитва — это не магия. Это нечто прямо противоположное. Молитва неотделима от поиска воли Божией. В ней всегда подразумевается вопрос: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян.9:6)

Молящийся христианин находится в этом мире с миссией — и его труд в качестве специалиста, пилота, хирурга, кассира, ученого, учителя — это часть миссии, которая возложена на него Богом, за исполнение которой ему предстоит дать отчет.

Как говорит Апостол: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Именно молитва вдохновляла (и вдохновляет) множество людей на великие дела – в том числе, в их профессиональной сфере. Профессиональный труд не отодвигается в сторону — он приобретает высокий оттенок служения Богу.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>