Один из частых упреков к вере в Бога состоит в том, что она отвлекает людей от реальных усилий по изменению мира к лучшему. Верующий молится там, где атеист трудится. Я даже сталкивался с утверждением, что любой специалист, скажем, хирург или пилот, неизбежно «практический атеист» — потому что полагается на свое мастерство, а не на молитву.
Некоторые даже говорят, что верующему пилоту нельзя доверять — там, где в критической ситуации атеист сосредоточится на предотвращении крушения, верующий с головой уйдет в молитву. Что можно ответить на это?
Люди часто критикуют не христианство как таковое — а свое представление о нем. У них есть своя картина того, «какой вред должно было бы приносить христианство, если бы оно соответствовало моим представлениям». Но, если сами эти представления — ложные?
На чем они вообще основаны? Проблема научного атеизма очень часто состоит в его ненаучности — люди верят в какие-то вещи, которые «должны быть», а не в те, которые можно было бы установить, исследуя реальность. Действительно ли в реальности верующие люди — плохие специалисты, которые молятся, вместо того, чтобы работать? Если бы было так - это было бы легко заметить. Самолеты, управляемые верующими пилотами, падали бы заметно чаще, пациенты чаще умирали бы у верующих хирургов, и вообще атеизм оказывался бы огромным преимуществом в жизни, благодаря тому, что атеисты бы работали и решали реальные проблемы, в то время как верующие вместо этого пребывали бы в молитвах.
Общества массового атеизма (например, СССР) демонстрировали бы явный отрыв от тех обществ, где есть много молящихся христиан. Мир уже давно был бы принадлежал атеистам — просто потому, что они легко бы обходили верующих на всех поворотах. Само беспокойство о том, что церковники одолевают и препятствуют прогрессу было бы забыто просто потому, что религиозные люди сами собой оказались бы в положении безнадежных маргиналов.
Ничего подобного, однако, не происходит в действительности. Почему?
Потому, что молитва не означает (и не может означать) отказа от учебы или труда.
Похоже, атеисты воспринимают молитву как форму магии — какие-то неработающие попытки добиться своих целей обращаясь к сверхъестественным силам. Магия действительно вытесняет труд, особенно интеллектуальный. Люди, которые пытаются колдовать, обычно, действительно делают это вместо того, чтобы учиться и работать. Общество, где распространено колдовство и магия — такое, как Гаити — действительно оказывается в состоянии беды и отсталости.
Но молитва — это не магия. Это нечто прямо противоположное. Молитва неотделима от поиска воли Божией. В ней всегда подразумевается вопрос: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян.9:6)
Молящийся христианин находится в этом мире с миссией — и его труд в качестве специалиста, пилота, хирурга, кассира, ученого, учителя — это часть миссии, которая возложена на него Богом, за исполнение которой ему предстоит дать отчет.
Как говорит Апостол: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Именно молитва вдохновляла (и вдохновляет) множество людей на великие дела – в том числе, в их профессиональной сфере. Профессиональный труд не отодвигается в сторону — он приобретает высокий оттенок служения Богу.