анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Зачем нужен образ «злого Бога»

Сергей Худиев, Москва

Однажды я переписывался с человеком, который приводил цитату из Евангелия о хуле на Духа: «но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мар.3:29). Делал он это с целью, которая может показаться необычной — обосновать, что Бог является суровым и непрощающим — вам достаточно по глупости сказать нечто безрассудное против Святого Духа и все, вы навсегда и окончательно отвержены независимо от ваших дальнейших поступков.

Конечно, это толкование ошибочно — на что указывает как ближайший контекст этого речения Господа, так и последовательное учение Писания. Христос произносит эти слова в обличение фарисеев, которые приписывали Его чудеса «нечистому духу». Фарисеи — авторитетные религиозные специалисты; они тщательно изучали Писание, и они не могли не знать о пророчествах, указывающих на приход долгожданного Мессии. Согласно этим пророчествам, Мессия будет совершать чудеса: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5,6).

Они видят, что это совершается у них на глазах. Но они предпочитают приписать эти, предельно ясные для них знамения силы Божией, «Веельзевулу, князю бесовскому». В этом непробиваемом, ожесточенном сопротивлении ясно открытой истине и состоит хула на Духа Святого. Такой человек, увы, не может обрести прощения, потому что он его ожесточенно отвергает.

Но что, если он раскается, и примет эти деяния Святого Духа? Это может быть трудным делом, потому что каждый неправильный выбор — особенно, выбор перед лицом самой Истины — ожесточает человека, и чем больше он ослепляет себя, тем более слепым становится. Но если он все же обратится, он будет прощен. Как говорит сам Христос: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37).

Он не говорит: «а вот некоторым из приходящих ко мне Я припомню, как когда-то в прошлом они похулили Святого Духа и изгоню их вон». Нет, Он ясно обещает принять всякого, кто приходит к Нему с покаянием. Обычно такое объяснение принимается людьми с облегчением — особенно, если они думают, что когда-то в прошлом хулили Святого Духа.

Но, интересно, что это не убедило моего собеседника. Ему, почему-то хотелось считать, что Иисус в Евангелии обещал навсегда отвергнуть всех, попавшихся на хуле на Духа — независимо от того, раскаялись они в этом или нет. Но, собственно, почему?

Почему человеку хотелось создать себе образ «злого Бога», который все равно не простит, так что и искать прощения не нужно? Потому что так работает грех — он глубоко искажает образ Бога, более того, он хочет его исказить, потому что так гораздо легче. Блудный сын, который в глубине души понимает, как дурно он поступил, может начать корректировать в своем воображении образ Отца (да и старшего брата) , чтобы сказать себе — «отец был угнетатель и жизнь мне заедал, хорошо, все таки, что я ушел».

Когда мы совершаем какое-то горькое, страшное предательство, нам хочется уменьшить боль, обвинив тех, кого мы предали. Так в воспоминаниях ушедших брошенная жена оказывается язвой, истеричкой и фурией, а преданный друг — мерзавцем.

Так и грешник создает себе образ Бога, которому лучше не попадаться — и избавление от веры в которого можно представить большой радостью. Но это самообман — Бог благ, о принимает тех, кто приходит к Нему с покаянием. Люди, которых вы предали, могут отвернутьяс от вас навсегда. Но не Бог. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15).
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>