анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Бог — это «небесный тиран»?

Сергей Худиев, Москва

Время от времени я сталкиваюсь с тем, что можно было бы обозначить как «Прометеевский миф»: Бог — это небесный тиран, и воинствующие атеисты видят себя отважными повстанцами против Его власти. Парадоксальность ситуации, когда они хвалят себя за мужество, с которым восстают против Того, кого полагают несуществующим, почему-то ускользает от их понимания.

Но поговорим о том, кого, собственно, мы называем тираном. Само слово «тиран» происходит из древней Греции, где оно означало человека, насильно захватившего власть. Такой способ воцарения побуждал тирана помнить о том, что с ним могут обойтись также, как он сам обошелся с предыдущим правителем — силой отстранить от власти, и, вероятно, убить.

Поэтому тиран, как правило, был подозрительным и жестоким. Он понимал, что не может полагаться на закон, обычай или добрую волю сограждан. Он должен уничтожить своих противников раньше, чем они — его. Что если при этом он погубит и невинных людей, которых напрасно заподозрил? Тирана это обычно мало беспокоило — лучше перестраховаться, чем получить нож в спину.

Правда, нередко тиранов губила именно паранойя — перепуганные приближенные приходили к выводу, что, раз все равно никто не защищен от облыжного обвинения и казни, надо брать дело в свои руки и спровадить чрезмерно подозрительного государя на тот свет. Со временем «тиранами» стали называть жестоких, беззаконных и подозрительных правителей — независимо от того, как именно они пришли к власти. Например, Ирода Великого, который приказал истребить вифлеемских младенцев, предполагая, что среди них может находиться Тот, в ком он видел угрозу своей власти.

Но Бог Библии вообще не приходил к власти и не нуждается в том, чтобы ее удерживать. Он — Творец мироздания, и все во вселенной получает свое бытие только от Него. Хотя комсомольцы 20-тых годов ХХ века любили говорить о «свержении» Бога, творение может «свергнуть» Его не больше, чем Раскольников мог бы «свергнуть» Достоевского.

Между Богом и творением существует принципиальная качественная разница, как между Автором и персонажами. Персонажи изначально полностью зависят от автора — а Он не зависит от них никак. Поэтому Бога не может интересовать удержание власти (Он не может ее потерять) или ее расширение — Она уже безгранична. Приписывать ему мотивы, которые часто стоят за поведением земных правителей (страх лишиться короны, а то и головы, связанное с ним желание укрепить и расширить свою власть) — значит совершенно не понимать, кто Он такой.

Земные тираны требуют себе восхвалении, клятв верности, постоянных доказательств преданности, которые могли бы облегчить их постоянную тревогу и беспокойство. Бог не может тревожиться за свою власть над мирозданием.

В любом тираническом государстве вам бы просто в голову не пришло бранить правителя — тем более в таких резких выражениях, как это делают, в отношении Бога, воинствующие атеисты. А если бы вы все же решились — ваша публицистическая деятельность на этом бы и закончилась.

В мире, сотворенном Богом, люди хулят Его, грешат против Него, отрицают саму Его реальность — и Он продолжает поддерживать их в бытии. Более того, Бог, в которого верят христиане, воплотился в лице Иисуса Христа. Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан 14:9).

Господь Иисус Христос никого не принуждает. Все его чудеса - это чудеса милосердия. Он исцеляет больных, освобождает бесноватых кормит голодных — и никогда использует свое сверхъестественное могущество, чтобы причинить вред кому бы то ни было — даже когда его предали неправедно осудили и предали мучительной смерти.

Христос - это такой царь который умирает за своих подданных и царство которого основано только на любви. Входят в него только по доброй воле. Вы присоединяетесь к царству Христову не потому, что вас заставили, а только потому, что вы этого захотели. То есть во всех отношениях Христос противоположен тирану.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>