анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
Бог — это «небесный тиран»?

Сергей Худиев, Москва

Время от времени я сталкиваюсь с тем, что можно было бы обозначить как «Прометеевский миф»: Бог — это небесный тиран, и воинствующие атеисты видят себя отважными повстанцами против Его власти. Парадоксальность ситуации, когда они хвалят себя за мужество, с которым восстают против Того, кого полагают несуществующим, почему-то ускользает от их понимания.

Но поговорим о том, кого, собственно, мы называем тираном. Само слово «тиран» происходит из древней Греции, где оно означало человека, насильно захватившего власть. Такой способ воцарения побуждал тирана помнить о том, что с ним могут обойтись также, как он сам обошелся с предыдущим правителем — силой отстранить от власти, и, вероятно, убить.

Поэтому тиран, как правило, был подозрительным и жестоким. Он понимал, что не может полагаться на закон, обычай или добрую волю сограждан. Он должен уничтожить своих противников раньше, чем они — его. Что если при этом он погубит и невинных людей, которых напрасно заподозрил? Тирана это обычно мало беспокоило — лучше перестраховаться, чем получить нож в спину.

Правда, нередко тиранов губила именно паранойя — перепуганные приближенные приходили к выводу, что, раз все равно никто не защищен от облыжного обвинения и казни, надо брать дело в свои руки и спровадить чрезмерно подозрительного государя на тот свет. Со временем «тиранами» стали называть жестоких, беззаконных и подозрительных правителей — независимо от того, как именно они пришли к власти. Например, Ирода Великого, который приказал истребить вифлеемских младенцев, предполагая, что среди них может находиться Тот, в ком он видел угрозу своей власти.

Но Бог Библии вообще не приходил к власти и не нуждается в том, чтобы ее удерживать. Он — Творец мироздания, и все во вселенной получает свое бытие только от Него. Хотя комсомольцы 20-тых годов ХХ века любили говорить о «свержении» Бога, творение может «свергнуть» Его не больше, чем Раскольников мог бы «свергнуть» Достоевского.

Между Богом и творением существует принципиальная качественная разница, как между Автором и персонажами. Персонажи изначально полностью зависят от автора — а Он не зависит от них никак. Поэтому Бога не может интересовать удержание власти (Он не может ее потерять) или ее расширение — Она уже безгранична. Приписывать ему мотивы, которые часто стоят за поведением земных правителей (страх лишиться короны, а то и головы, связанное с ним желание укрепить и расширить свою власть) — значит совершенно не понимать, кто Он такой.

Земные тираны требуют себе восхвалении, клятв верности, постоянных доказательств преданности, которые могли бы облегчить их постоянную тревогу и беспокойство. Бог не может тревожиться за свою власть над мирозданием.

В любом тираническом государстве вам бы просто в голову не пришло бранить правителя — тем более в таких резких выражениях, как это делают, в отношении Бога, воинствующие атеисты. А если бы вы все же решились — ваша публицистическая деятельность на этом бы и закончилась.

В мире, сотворенном Богом, люди хулят Его, грешат против Него, отрицают саму Его реальность — и Он продолжает поддерживать их в бытии. Более того, Бог, в которого верят христиане, воплотился в лице Иисуса Христа. Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан 14:9).

Господь Иисус Христос никого не принуждает. Все его чудеса - это чудеса милосердия. Он исцеляет больных, освобождает бесноватых кормит голодных — и никогда использует свое сверхъестественное могущество, чтобы причинить вред кому бы то ни было — даже когда его предали неправедно осудили и предали мучительной смерти.

Христос - это такой царь который умирает за своих подданных и царство которого основано только на любви. Входят в него только по доброй воле. Вы присоединяетесь к царству Христову не потому, что вас заставили, а только потому, что вы этого захотели. То есть во всех отношениях Христос противоположен тирану.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>