В истории всегда были периоды, когда разговоры о грядущем конце света велись наиболее активно. Было это и в масштабе отдельно взятой страны.
В этом случае ожидание конца обычно наиболее явно ощущалось в обществе в какие-то переломные моменты его истории (войны, революции, реформы и т.п.). Проявлялись эти настроения не только в рамках одной страны, но и в более глобальном масштабе. Так, например, ожидания конца почти всегда усиливались в начале каждого нового века. Кстати, и недавно начавшееся третье тысячелетие тоже не стало исключением.
И все же, трудно не заметить, что апокалиптические настроения в последнее время стали, пожалуй, еще более явными. Причин тому много. Одна из них экологическая. Если раньше о загрязнении окружающей среды вследствие человеческой деятельности, говорили лишь отдельные чудаки-энтузиасты из малоизвестных партий зеленой окраски, то сегодня эти проблемы обсуждаются гораздо шире.
Еще одной причиной является очень высокий уровень социальной напряженности. Разрыв между роскошью и нищетой достиг того уровня, когда уже можно говорить о взрывоопасности ситуации. Причем это касается и отношений внутри ряда стран (между разными социальными группами), и отношений в человечестве в целом (между наиболее богатыми и странами и теми, где царит нищета).
Межрелигиозная непримиримость, часто переходящая даже во что-то большее, также не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Но, пожалуй, более всего мысли о грядущем вот-вот конце света рождаются благодаря современным средствам массовой информации, которые и сообщают нам о том, что говорилось выше с поразительной регулярностью.
Реакция людей на частое упоминание о грядущем конце света различная, но все-таки можно выделить несколько наиболее типичных. Кто-то старается избегать любых разговоров на эту тему. Точнее с одной стороны такие люди с интересом читают различные предсказания о грядущих катаклизмах, обсуждают прочитанное где-нибудь в «курилках» на работе, но сами же стараются как бы на всякий случай, перевести все это в шутку, словно из-за какого-то суеверия.
Есть те, кто «залезает с головой» в эту тему и иногда «голова там и остается». Конечно, таковых не так много, но, тем не менее... Эти люди умудряются смотреть на все через какую-то апокалиптическую призму. Любое мало-мальски значимое событие воспринимается, как некое знамение или одна из последних ступеней перед окончанием пути. Причем это касается как событий мирового масштаба (военные конфликты, цунами, глобальное изменение климата и т.д.), так и событий местного уровня (выход из берегов местной речки).
Таковые как будто находятся в каком-то зале ожидания и с одной стороны с ужасом, а с другой – с каким-то чуть ли не злорадством («мы же вас предупреждали!») встречают любую новость, которую хоть как-то можно подогнать под их схему скорого конца. Впрочем, при определенном навыке, апокалиптические знамения можно увидеть почти во всем – от какого-нибудь сочетания цифр в календаре до результатов местных выборов в каком-нибудь регионе. Таковые люди есть и в стане людей далеких от какой-либо церкви, так и в рядах верующих. Причем последние часто доходят до того, что не считают нужным ни учиться, ни повышать свою квалификацию, ни делать что-либо иное, результаты чего станут видны завтра или, тем более, послезавтра. Однако, в таком подходе есть определенное противоречие.
Прежде всего, сам термин «конец света», на мой взгляд, как-то не очень вписывается в христианство. В Библии действительно много говорится о конце. Много говорится и о свете. Но вот это словосочетание все-таки не совсем библейское. Скорее даже наоборот.
Вообще христианство – это религия начала. Бог Библии говорит христианам более о вечности. А вечность трудно ассоциируется с концом. Любая точка на бесконечной прямой – есть начало чего-то нового.
В начале перестройки была одна популярная телепрограмма. Популярность ее была огромна. Этому способствовало множество факторов. Прежде всего, потому, что в обществе витало ожидание каких-то перемен. Это было немного наивно и даже трогательно, но тогда казалось, что вот еще чуть-чуть и начнется какая-то благостная эпоха. Что мы на пороге чего-то очень светлого и великого. Те годы ушли, некоторые надежды растаяли, да и передачи этой уже давно нет. Но вот слова, которые произносили ведущие в конце программы, запомнились – «Все только начинается!» Конечно, речь шла там совсем о другом, но все же, если говорить о христианстве, то, как мне кажется, эти слова вполне могли бы стать лозунгом жизни каждого верующего.
Конец света? Что вы! Все только начинается!
Опубликовано в сетевом журнале Альтер Эго