В статье Сергея Соседкина «Поэзия в загоне: как говорить о Боге», опубликованной на нашем сайте, было справедливо отмечено, что интерес к поэтическому творчеству сегодня совсем не тот, что был, скажем, лет 30-40 назад. Конечно, всегда будут люди, которые читают и любят поэзию, но всё же, согласитесь, сегодня многие из нас едва ли вспомнят, когда в последний раз читали стихи. Как мне кажется, в наши дни большинство покупателей стихов в книжных магазинах, приобретают их либо для своих детей (согласно школьной программе), либо покупают кому-нибудь в подарок. Такой подарок, безусловно, будет с благодарностью принят и займёт достойное место на книжной полке. Будут ли эту книгу читать – большой вопрос.
Абсурдность ситуации усугубляет то, что многие словно какую-то магическую формулу повторяют слова о том, что «Пушкин – это наше всё» и на вопрос о любимом поэте, не задумываясь, называют его фамилию. Также, не задумываясь, многие называют произведение "Евгений Онегин", в ответ на вопрос о любимом произведении поэта. Правда, потом никак не могут вспомнить ни одно действующее лицо (кроме Онегина), ни вообще хоть что-нибудь из любимой книги. Кто-то же из тех, кто по его словам очень любит великого русского поэта, и вовсе не может припомнить ни одного произведения, кроме того, «где кот вокруг дерева на цепи ходит».
Христианская поэзия – количество и качество
Я бы хотел обратить внимание и ещё на один факт. При очевидном упадке интереса к поэзии, любой редактор христианского издания отметит, что получает большое количество стихов. Обычно письмо начинается примерно так: «Я никогда не писал стихов, но после того, как я стал верующим, стихи начали изливаться сами из моего сердца…» Далее идут стихи, которые написаны, вероятно, действительно «от сердца», но их качество зачастую оставляет желать лучшего. В то же время, любое замечание и рекомендация автору немного поработать над рифмой, часто встречает не просто непонимание, но даже негодование (сам Бог дал мне этот дар, а вы не умеете видеть прекрасное!). Я сознательно не буду здесь приводить отрывки из подобных произведений – всё-таки авторы, присылающие стихи, рассчитывали, прежде всего, на их публикацию вовсе не в качестве иллюстрации к подобной статье.
Конечно, редакторам легко могут возразить, что, возможно, они просто плохо разбираются в поэзии и действительно не умеют ценить красоту. Многие авторы при этом любят намекнуть, что не всех великих поэтов критики и современники воспринимали всерьёз.
Можно понять человека, который обратился к Богу и он пытается, как умеет, выразить себя и свои переживания в поэтической форме (прозу присылают значительно реже). Но подобная ситуация привела к тому, что многие христианские издательства, газеты и журналы принципиально не хотят заниматься поэзией. И редакторов легко понимаешь, когда перечитаешь тысячи рифмованных строк, которые люди прислали в редакцию.
Есть, разумеется, и те христианские издательства и СМИ, которые публиковали и продолжают публиковать стихи своих читателей-писателей. При этом основополагающим фактором является «правильная христианская ориентация» стихотворения. То есть, если автор отметил, что «Иисус пролил кровь и тем явил любовь», то он может рассчитывать на публикацию. Есть и большая группа читателей, которые сами стихов не пишут, но очень хотят видеть подобные произведения на страницах христианских СМИ, хотя, как правило, это те, кто «светские» стихи вовсе не читает.
Сначала чтение
Таким образом, с одной стороны мы наблюдаем резкое падение интереса к поэзии в обществе, с другой – в христианской субкультуре этот интерес по-прежнему достаточно высок. Возможен ли всё-таки переход количества в качество? Вероятно да, но эти два явления следует рассматривать в комплексе.
Написание стихов (как и прозы) является очень сложной работой. Как и в любой другой сфере деятельности, для того, чтобы достичь хороших результатов, надо прикладывать много усилий и учиться. И главное – больше читать. Знакомиться с лучшим, что создано человеком в этой сфере, с чем-то можно соглашаться, с чем-то нет, но в любом случае читать и учиться.
Хотелось бы пожелать редакторам – побольше терпения и внимания. Это тоже очень тяжёлая работа, но среди тысячи присланных в редакцию слабых стихов, возможно, попадётся и что-то действительно талантливое. Тут главное сохранить свежесть взгляда. Это очень сложно, так как сегодня, при одном упоминании о том, что в редакцию пришли очередные рукописи с христианской поэзией, у многих редакторов сразу портится настроение, в предвкушении чтения очередных многостраничных «шедевров».
Авторам же хочется пожелать, прежде всего, не столь серьёзно относится к себе. Это не значит, что поэтический дар, если он есть, следует «зарывать в землю». Однако надо понимать, что творчество (в том числе и поэтическое) это учёба и труд. Что-то придётся серьёзно править, что-то переписывать заново, а что-то и вовсе выбрасывать.
Для того, чтобы написать одну страничку, надо прочитать тысячи. Сегодня в России, слава Богу, нет проблем с книгами. Лучшие произведения как русских, так и иностранных авторов доступны. Огромный выбор и стихов, и прозы. Интерес к литературе вообще и к поэзии в частности это то необходимое условие, та почва, из которой может произрастать что-то новое. Для того, чтобы научиться писать нам, прежде всего, необходимо научиться читать.
Рекомендуем также прочитать: Михаил Куракин "Стихи и проза"