анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Новые квартиранты в доме Божьем: вторая жизнь церквей в Германии

Маттиас Панкау, г.Лейпциг

Бывшая церковь Св.Мартина стала модным заведением под вывеской «GlückundSeligkeit»
Бывшая церковь Св.Мартина стала модным заведением под вывеской «GlückundSeligkeit»
Число практикующих христиан в Европе постепенно сокращается. Вполне вероятно, что к 2030-му году в Германии их будет в два раза меньше чем в 1980-м. В результате, примерно треть церквей опустеет. Не удивительно, что некоторые церковные здания уже сейчас перестраиваются под жилые резиденции, библиотеки, банки и даже бары.

В день освящения эта церковь получила имя Св. Мартина, что по-немецки Martini-Kirche. Быть может, уже тогда подобное название предрекало этому величественному зданию грядущую жизнь в качестве вполне светского алкогольного храма? Дело в том, что сегодня Martini-Kirche в Билефельде уже не церковь, а модное заведение под вывеской «GlückundSeligkeit» - «Удача и блаженство». Здесь вполне удачно соседствуют уютный расторан, кафе-бистро и lounge, где по ночам кипит клубная жизнь.

Новую путёвку в жизнь старой церкви дал в 2005 г. ресторатор и предприниматель Ахим Фиолка (Achim Fiolka). Такого Германия ещё не видела – просторный храм площадью в 620 кв. метров был полностью переоборудован под заведение общественного питания. Там, где когда-то верующие прославляли Господа Бога, теперь ценители утончённых блюд и дорогих вин предаются гастрономическим страстям.

Непростое испытание

Некоторым консервативным христианам такое развитие дел может показаться скандальным. Однако это лишь один из примеров того, как многие церкви в современной Европе перепрофилируются под иные цели.

Конечно, для верующих отказ от церковного здания зачастую становится непростым эмоциональным испытанием. Ведь самые яркие жизненные воспоминания, как правило, связаны с этим помещением – крещения, конфирмации, свадьбы, похороны.

Удивительно, но порою протестантам бывает труднее проститься с церковным зданием чем католикам. Дело в том, что в католичестве существует формальный чин десанктификации храма. После совершения такой службы место теряет свою святость. В протестантизме же святость обычно ассоциируется не с местом как таковым, а с событием, произошедшем на этом месте – например, с торжественным богослужением.

«Расширенное использование»

Мартин Лютер (1483-1546) однажды заявил, что если молящиеся христиане перестанут ходить в церковь, то она, как и любое другое здание, пришедшее в упадок, должна быть снесена. Однако в современной Германии снос церквей не возможен из принципиальных соображений. Духовные лидеры и градостроители единодушны в этом вопросе.

На недавней конференции в Веймаре о «расширенном использовании» церковных помещений высокопоставленный представитель министерства транспорта, строительства и городских дел Энгельберт Лютке Балдруп (Engelbert Lütke Baldrup) заявил, что первоочередная задача состоит в том, чтобы сохранить ветшающие церковные строения. По его словам, в городах и сельской местности церковные здания, как правило, являются наиболее ценными с архитектурной точки зрения сооружениями. Люди отождествляют себя с храмом гораздо чаще чем с каким-либо другим зданием.

«Расширенное использование» церквей является основной моделью по их спасению от разрушения, считает эксперт по церковным сооружениям из г. Бохума Манфред Келлер (Manfred Keller). По его мнению, это означает, что община верующих, как и прежде, будет пользоваться помещением для богослуженых и иных религиозных целей. Однако в свободное время в храме могут проводиться выставки, концерты и конференции.

Уже сегодня имеется немало примеров такому «расширенному использованию» церквей. Храм Stadtpfarrkirche в бранденбургском городе Мюнхеберге был основан цистерцианскими монахами в первой половине XIII века. Церковь претерпела серьёзные повреждения в апреле 1945 г. В результате реконструкции, длившейся с 1992 по 1997 г., это здание в строгом готическом стиле получило новую крышу и уникальный с архитектурной точки зрения современный интерьер. Теперь там расположена муниципальная библиотека, конференц-холл и кафетерий.

Древние стены напоминают о захватывающей истории храма, а современное помещение активно используется как в святых, так и в сугубо светских целях. Церковной площадью на равноправной основе пользуются лютеранская община, муниципалитет Мюнхеберга и Ассоциация друзей Stadtpfarrkirche.

Новый профиль христианских храмов в Европе

Однако ещё чаще церковные здания в Германии полностью перепрофилируются под иные цели. Например, церковь в Милове (тоже в земле Бранденбург) стала солидным банком. А храм в Виллингене открыт семь дней в неделю, поскольку в нём расположен популярный паб «Дон Камилио».

Где когда-то стояла кафедра проповедника и скамейки для прихожан, теперь выпивают и закусывают посетители. Там, где звучал величественный орган, шумит туалет, а барная стойка простирается до бывшей алтарной. Вместо евхаристического хлеба и вина услужливые официанты разносят гамбургеры и пиво. «Любой священник пришёл бы в полный восторг, будь у него столько прихожан, как у меня,» - шутит владелец заведения Бернд Накас (Bernd Nackas). Христианская община продала ему здание церкви после того, как в 1960-х гг. возвела современный духовный центр на окраине города.

Единственное табу, до сих пор свято чтимое в Германии – так же как в Швейцарии и Франции – это продажа христианских культовых помещений мусульманам. Правда, бывали случаи передачи христианских храмов иудеям. Например, в Билефельде церковь Paul-Gerhard-Kirche была продана иудейской общине, и сейчас её перестраивают под синагогу. Но крест и полумесяц в Германии всё ещё несовместимы, если речь идёт о помещениях.

Совсем иначе обстоят дела в Нидерландах. К примеру, католическая церковь Святого Игнатия в Амстердаме стала турецкой мечетью уже в начале 1980-х гг. Здание в неоромантическом стиле, возведённое в 1929 году, находится под охраной государства, поэтому оно претерпело лишь минимальные архитектурные изменения. Во время молитвы верующие теперь стоят лицом ко входу, а вместо крестов колонны храма венчают полумесяцы.

Немецкий путь

Скорее всего, в Германии такого не будет ещё долгое время. Примечательно, что и католические, и лютеранские лидеры единодушны в этом вопросе.

По их мнению, пустующие церкви уж лучше использовать под жилые помещения. Что, кстати, и произошло с церковью Lutherkirche, возведённой в округе Берлин-Шпандау в 1896 г. Храм на 1300 прихожан стал слишком велик для малочисленной общины, и в 1997 г. здание было перепрофилировано. Интерьер церкви рассекла массивная звукоизолирующая стена. Восточная часть храма с её высоким сводом по-прежнему используется исключительно для богослужений и иных религиозных мероприятий. Церковные кабинеты расположены в западном крыле, на первом полуподвальном этаже. А чуть выше – девять благоустроенных жилых квартир.

Всякий, желающий приобрести церковную недвижимость в Германии, может воспользоваться специализированным интернет-порталом Лютеранской церкви, где публикуется текущая информация о выставленных на продажу церковных зданиях и помещениях. Адрес сайта: http://www.kirchengrundstuecke.de. На данный момент на продажу выставлены 182 строения, 101 жилых помещение и 36 земельных наделов. Судя по отзывам продажи уверенно идут вверх.



Статья была опубликована в ежемесячной англоязычной азете из Германии The Atlantic Times (Vol.5, No.4, апрель 2008 г.). Предназначенная для общественных лидеров США и Канады, эта газета издаётся посольством ФРГ в Вашингтоне при финансовой поддержке немецких корпораций.
Автор статьи Маттиас Панкау - глава восточногерманского подразделения IDEA, протестантского агенства новостей и еженедельной газеты.
Перевод с английского: Сергей Соседкин. Подзаголовки в статье введены переводчиком для удобства читателя и не являются частью первоначального текста.


При перепечатке просим сохранять гипер-ссылку на сайт http://kBogu.ru.

Материал по теме: Слухи о смерти религии в Германии преувеличены
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>