Когда-то секс, наркотики и рок-н-ролл считались тремя китами молодёжного бунтарства. В некоторых семьях к этому списку теперь прибавилась и религия.
Среди американской молодёжи, воспитанной неверующими или номинально религиозными родителями, растёт число людей, обращающихся к вере. Новообретённая религиозность детей ведёт к более сложной, а порою и болезненной динамике отношений в семье.
Родители 16-летнего Кевина Эллстранда называют себя секулярными гуманистами и напрочь отвергают организованную религию. Однако, по словам Кевина, два года назад он начал “искренне следовать за Христом”. Теперь он принимает участие в еженедельной группе по изучению Священного Писания при церкви и уже успел съездить в краткосросрочную миссионерскую поездку в Мексику.
Родители Кевина знают, что многие его сверстники ведут беспорядочную половую жизнь и принимают наркотики. На фоне этого они считают неожиданную набожность сына своего рода благословением. Но их раздражает, когда Кевин говорит, что он не верит в теорию эволюции. “Признаться, я разочарована,” - жалуется его мать д-р Кэрен Байерс, которая выросла в семье методистов. “Мы начинаем обсуждать некоторые вопросы, и порою наши голоса звучат громче, чем следовало бы,” - говорит сам Кевин и продолжает: “Мне не хочется, чтоб мои родители попали в ад из-за того, что они не веруют в Бога. И меня очень пугает, что это может случиться”.
Отец Кевина, Ален Эллстранд, заведует аспирантурой на факультете бизнеса при Университете Арканзаса. По его словам, он уважает выбор сына, но его беспокоят его страхи. “Мне жаль, что изучение религии Кевином привело к такому результату,” - говорит г-н Эллстранд, который вырос в семье унитариан-универсалистов.
Родители новообращённого потомства, как правило, относятся к вере своих детей спокойно и даже считают её позитивным влиянием. Однако по словам некоторых отцов и матерей, они разочарованы, что их дети избрали образ жизни, разительно отличающийся от родительского. Некоторые уверовавшие молодые люди отказываются от высокооплачиваемой карьеры в пользу церковного служения, переезжают из отчего дома в религиозные анклавы, пропускают домашние праздники, а порою даже меняют свои имена.
В такой ситуации священнослужителям приходится нелегко. Ведь они призваны наставлять молодых людей в вере, одновременно убеждая их почитать неверующих родителей. Нежелание родителей принять духовный выбор детей порою становиться камнем преткновения для новообращённых юношей и девушек, а также для их духовных пастырей. “Иногда создаётся впечатление, что неверующих родителей больше радовали их дети, когда они баловались наркотиками, чем когда они идут в храм Божий,” – сетует пастор Питер Ла Джой, который несёт студенческое служение при церкви Калвари-Чапел в г. Таксон, шт. Аризона.
Объективные статистические данные об уровне религиозности американской молодёжи найти непросто. Однако группы, которые несут молодёжное служение, сообщают о заметном росте интереса к религии среди подростков и молодых людей. Например, евангельская миссия “Молодая жизнь”, которая трудится среди “нерелигиозной молодёжи”, сообщает, что в 2005-2006 гг. в их еженедельных программах участвовало 106 тысяч подростков. Для сравнения, 12 лет назад число регулярных участников не превышало 67 тысяч. В своей книге “Мекка и одноэтажная Америка” аналитик из Центра по изучению ислама при организации Гэллапа подчёркивает, что многие молодые мусульмане в США относятся к исламу гораздо серьёзнее своих родителей. В иудейской общине Америки растёт число в прошлом секулярных молодых людей, которые теперь придерживаются ортодоксального образа жизни.
Тенденция особенно заметна среди иммигрантов. Двадцать четыре года назад Магдалена Рамос и её муж переехали из Гондураса в Лос-Анджелес с надеждой дать лучшие экономические возможности своим детям. “Все родители хотят, чтобы у их детей было больше денег,” – говорит г-жа Рамос, 48-летняя домохозяйка, которая воспитала своего сына Абнера без влияния религии. Однако будучи студентом второго курса Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе Абнер неожиданно сообщил, что решил посвятить свою жизнь Христу. Мать была разочарована, узнав, что её сын решил оставить планируемую карьеру психолога и пойти на низкооплачиваемую религиозную работу. Г-жа Рамос говорит, что она гордится, что её сын теперь “настоящий христианин”, но в душе она надеялась, что он станет высокооплачиваемым специалистом. Её 29-летний сын считает иначе: “Мечты моей мамы относительно моей жизни просто не совпадают с тем призванием, которое мне дал Бог”.
Родители Тома Линя, иммигранты с Тайваня, отправили его на учёбу в престижный и дорогостоящий Гарвардский университет в надежде, что он станет успешным корпоративным юристом. Когда сын решил посвятить свою жизнь гораздо менее оплачиваемому служению в христианской миссии, его мать была настолько расстроена, что даже угрожала ему самоубийством. Об этом вспоминает сам Том Линь, 34-летний региональный директор студенческого служения InterVarsity, которое имеет 843 подразделения по всей стране. По словам г-на Линя, разочарованные родители прервали с ним всякие отношения на семь лет. Долгожданное примирение наступило лишь, когда у его матери обнаружился рак (она скончалась в 2002 г.) Г-н Линь говорит, что с точки зрения традиционной иммигрантской культуры его выбор был “постыден”. “Мои родители переехали в Америку в первую очередь в поиске материального благосостояния”, - рассказывает г-н Линь. - “Когда дети иммигрантов отвергают саму идею, из-за которой родители приехали в эту страну, это воспринимается особенно болезненно”.
Семьи, в которых дети религиознее своих родителей, нельзя назвать нормой. В своей книге “Духовные поиски: религиозная и духовная жизнь американских подростков” профессор Нотрдамского университета Кристьян Смит пишет, что религиозные верования ребёнка, как правило, вплотную соответствуют родительским. В целом, вопреки расхожим стереотипам религиозность американцев не пошла на убыль за последнее десятилетие. Согласно исследованиям Гэллапа, в 2006 году 63% респондентов регулярно посещали церковь или синагогу, что лишь на два процента меньше чем в 1996 г. В 2006 году 57% американцев на вопрос о роли религии в их жизни ответили, что её роль “очень велика”. Это ровно столько же, как и десять лет назад.
/Источник: “Уолл-Стрит Джорнал”, 2 марта 2007 г. Сокращённый перевод с английского/.
Справка: "Уолл-Стрит Джорнал" - ежедневная газета деловых кругов США, одно из крупнейших и влиятельнейших американских изданий. Ежедневный тираж около 2,6 миллионов экземпляров.