22 августа в прямой эфир вышел самый дорогостоящий и рекламоемкий проект телеканала «Россия» в наступающем сезоне - шоу израильского мага Ури Геллера, одна из немногих передач на российском ТВ, идущая в прямом эфире. «Я выберу самого неординарного россиянина и приглашу на международный финал шоу "Феномен", по итогам которого станет ясно, кто же самый всемогущий маг на Земле», - заявляет Геллер в многочисленных интервью.
Много лет назад страна припадала к телевизорам, не забыв оголить больные коленки, нащупать шрамы, поставить перед экраном трехлитровые банки с водой и положить тюбики с кремом, чтобы все это вылечилось, рассосалось, зарядилось неземными энергиями под тяжелым взглядом Кашпировского и театральными пассами Чумака.
И вот теперь, спустя 20 лет, новый герой – спортивный, подтянутый, в круглых очочках и с сединой, постриженной модным «ежиком». Известен тем, что останавливал силой мысли часы лондонского Биг Бена и состоял в ЦРУ на должности гипнотизера (уверяет, что гипнотизировал советских дипломатов). Устроил кастинг «магов» и «экстрасенсов» со всей России. Обещает помочь бросить курить всем молодым людям, посмотревшим «Феномен», а также - завести телезрителям остановившиеся часы и зачем-то согнуть ложки. Гнутые ложки – вообще его фирменный знак. И вот уже блоги полнятся сообщениями о том, что часы пошли, а ложки согнулись.
В пиар-компании, сопровождающей шоу Геллера, в разных сочетаниях используется посыл «ребята, надо верить в чудеса». Словом, волшебник в голубом вертолете, наконец, прилетел. Поговаривают, что и победа российских синхронисток на Олимпиаде, и судьбоносный матч «Зенита» - дело рук господина Геллера. Да он этого и не отрицает.
Параллельно на канале «СТС» стартует эзотерическая программа «Медиум», а на ТНТ продолжает победное шествие «Битва экстресенсов», открывающая уже шестой (!) сезон.
Успешной становится лишь та передача, которая улавливает биение сердец и состояние умов большей части народа |
Масс-медиа отражают массовое сознание. Успешной становится лишь та передача (газета, тренд), которая улавливает биение сердец и состояние умов большей части народа. Самые высокие тиражи из всей книгопечатной продукции сегодня имеют астрологические календари. Газеты пестрят объявлениями «приворожу», «сниму венец безбрачия», «помогу в бизнесе», «исправлю биополе», «вылечу ауру» с подписями «ясновидящая», «потомственная гадалка». Книги по эзотерике и оккультизму занимают стеллажи во всех книжных магазинах. Спрос рождает предложение. Люди хотят немедленных чудес, не требующих усилий с их стороны. Хотят повлиять на свою судьбу, задобрить, договориться. Вступить с высшими силами в отношения «ты – мне, я – тебе», подстелить соломки. Свечку - в храм, блюдце с молочком – домовому, булавку под порог – соседке. В церковь ходят, потому что там «энергетика хорошая», иконы в квартире развешивают по правилам фэн-шуй. Массовая православная литература, подающая основы веры в максимально упрощенной форме, играет не последнюю роль в распространении таких представлений. А за наукообразным эвфемизмом «двоеверие» часто скрывается банальное язычество, когда к Церкви, богослужению и святыням относятся как к оберегам и магическим действиям, а Христос и Евангелие – нечто абстрактное и «бесполезное» для организации жизни.
Шоу «Феномен» на канале «Россия» можно смело называть государственной пропагандой оккультизма. Умелой и качественной пропагандой. Такая зрелищность, конечно, не снилась никаким кашпировским. «Феномен» - это такая «Фабрика звезд» для магов и экстрасенсов, которые благодаря Геллеру и финансовым вливаниям будут плодиться и размножаться, становиться популярными, вести собственные проекты. В качестве затравки последнюю неделю на разных каналах показывали сюжеты о том, как колдунья Джуна помогала Брежневу, а Григорий Грабовой был близок окружению Ельцина. На этом фоне детским лепетом выглядит претензия Авдотьи Смирновой, ведущей передачи «Школа злословия», брошенная в эфире диакону Андрею Кураеву, в том, что Церковь «проникает на государственные телеканалы».
Поражает цинизм, с которым руководители «России» и других крупных СМИ, участвуют в церковных мероприятиях, где говорят «правильные» слова о нравственности и ценностях, а потом показывают миллионам зрителей, как выстраивать отношения с нечистой силой. Поражает цинизм «звезд», которые с удовольствием оказываются на обложках православных журналов, говорят о своих поисках Бога, а потом ассистируют «великому магу» (организатор «Феномена» – руководитель «Медиасоюза» Александр Любимов, в передаче принимает участие ведущая «Спокойной ночи, малыши!» Оксана Федорова).
Вероятно, наступила пора более осторожно выбирать, с кем и как в мире СМИ и культуры вести диалог. И еще хорошо бы прояснить так, чтобы все прихожане и захожане, наконец, поняли и запомнили, разницу между святой водой и «заряженной», между нательными крестами и амулетами, между старцем и ясновидящим.
Православие и Мир
Автор статьи Ксения Лученко - христианский журналист, член Издательского Совета Русской Православной Церкви и редактор телепередачи «Русский взгляд» («3 канал»).