Американская киноакадемия - загадочная структура. Из года в год выбор ее становится все более алогичным, хотя и весьма предсказуемым. Лауреаты премии «Оскар» были известны гораздо раньше, нежели были объявлены на торжественной церемонии. Большинство статуэток завоевала картина «Миллионер из трущоб». Фильм Дэнни Бойла получил 8 «Оскаров», хотя претендовал даже на десять.
Фильм-конкурент «Загадочная история Бенджамина Баттона» режиссера Дэвида Финчера взяла положенные ей по праву статуэтки за спецэффекты (ну не снял еще Питер Джексон своего «Хоббита») и грим. Странно, что ни в одной номинацию не был включен более чем достойный и уж более чем американский фильм Клинта Иствуда «Подмена».
Между тем фильм «Загадочная история Бенджамина Батона» заслуживает внимания, на мой взгляд, большего, чем пресловутый «Миллионер из трущоб». Дэвид Финчер зарекомендовал себя как режиссер со своеобразным вкусом, сняв до этого «Семь» и «Бойцовский клуб» (во всех этих картинах у него снимался Бред Питт).
В разное время над сценарием поочередно работали Рон Ховард, Спайк Джонз и Стивен Спилберг. Сам Дэвид Финчер провел много лет, адаптируя этот сценарий к экрану. Причем разработку проекта он начал еще в 1994 году, а непосредственно за работу принялся 11 лет спустя. В основу сценария была положена новелла Ф.С. Фицджеральда «Забавный случай с Бенджамином Батоном».
Главный герой фильма Бенджамин родился глубоким стариком — младенец появился на свет, страдая всеми старческими болезнями. Мать умерла при родах, отец от него отказался, мальчика оставили в доме престарелых. Мальчик выжил, и старение его пошло в обратную сторону, от деда к младенцу.
Повидав мир и побывав на войне, в сорок лет Бен уравнялся в возрасте с девушкой, с которой познакомился в старости/юности, и любил всю жизнь. Через сложные перипетии Бенджамин постигает смысл этой жизни. Теряя близких людей, он понимает ценность любви, понимая ценность любви, он учиться ответственности, и поняв всю меру ответственности, он учится жертвовать.
Фильм на самом деле говорит о вечных и непреходящих ценностях. Очень трудно в обыденной череде сменяющихся событий жизни научиться видеть чудеса Божьи, которые меняют тебя самого. Очень сложно увидеть любовь Бога в искренних руках любящей матери. Нелегко видеть красоту и благородство среди увядающих, живущих прошлым людей. Трудно понять, что жертва – это наивысшее проявление любви, когда ты сам принимаешь решение принести себя в жертву ради тех, кого ты любишь. И все это наполняет твою жизнь настоящим смыслом.
«Загадочная история Бенджамина Батона» часто сравнивают с фильмом «Форрест Гамп», но на самом деле это очень разные картины. Разные по настроению и даже по характерам героев и их поступков. В одном они едины – ценность нашей жизни определяют наши поступки. И тут нельзя не согласиться с главным героем: «Наши жизни определяются возможностями. Даже теми, которые мы упускаем…»