анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
На смерть отца Георгия Чистякова...

Александр Занемонец, кандидат исторических наук

+ Отец Георгий Чистяков (4.08.1953-22.06.2007)
+ Отец Георгий Чистяков (4.08.1953-22.06.2007)
22 июня умер московский священник о.Георгий Чистяков, умер от рака в 53 года после 15 лет священнического служения. Отец Георгий служил вторым священником в храме свв. Космы и Даимана в Столешниковом переулке и, как настоятель, в Покровском храме Детской республиканской больницы.

Путь о.Георгия во многом характерен для интеллигенции его поколения. Он происходил из семьи, где были верующие родственники, но все же обращение произошло уже в зрелом возрасте. Георгий Петрович Чистяков окончил истфак МГУ, занимаясь в первую очередь античностью и древними языками. От этого он, как в свое время С.С.Аверинцев, перешел к христианским древностям, к византийской и латинской христианской письменности. При этом его научные интересы имели скорее практический характер: он много преподавал, переводил, а блестящая память и живой характер превращали общение со студентами в более чем простой урок или лекцию. По окончании университета основным местом преподавания стал Институт иностранных языков. С середины 80-х гг. он преподавал курсы, уже непосредственно связанные с Библией и историей христианства (в том числе в московском физтехе, где в 90-е гг. заведовал кафедрой истории культуры). Позже о.Георгий стал профессором и член-корреспондентом РАЕН.

Педагогическая и такого рода миссионерская деятельность привели естественным образом ко священству, как возможности не только совершать литургию, но и открыто говорить о главном. Наверное, о.Георгий мог бы сказать вместе с о.Александром Ельчаниновым: "До священства - как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня - возможность говорить полным голосом".

Некоторым образом о.Георгий был связан с о.Александром Менем, хотя интересен к нему был, возможно, скорее интеллектуальным: сам о.Георгий не считал себя прихожанином или духовным чадом о.Александра. Георгий Петрович разделял свойственную многим русским интеллигентам любовь к Католической Церкви. Это никоим образом не было плодом католических "миссионерских усилий" 80-90х гг., но старая традиция видеть в Католической церкви оплот европейской культуры и, как многим стало казаться после II Ватиканского Собора, хорошо организованное, но без попрания свободы, христианство. Это о.Георгий продолжал ценить в католичестве и в годы своего священства.

Георгий Петрович начал прислуживать в московском храме свв. Космы и Дамиана вскоре после его открытия в самом начале 90-х, с благословением говорить проповеди. Тогда собственно храм находился на втором этаже типографии Библиотеки Иностранной Литературы, только начавшей покидать церковное помещение. Сначала это была небольшая комната около 40 м2, где теперь размещается класс воскресной школы, иногда превращаемый в крестильню. В 1992 г. Георгий Петрович был рукоположен в дьяконы и, вскоре после того, во священники. Его краткое дьяконское служение было вдохновенным, с радостью еще более близкого и полного участия в Евхаристии. "Священство, наверное, не для всех, - говорил тогда о.Георгий, - но дьяконского служения я пожелал бы очень многим молодым людям".

Все 15 лет священнического служения о.Георгия были связаны с московским храмом Косьмы и Дамиана. Так что история этого прихода, основанного и возглавляемого о.Александром Борисовым, в полной мере связана также с именем о.Георгия. Через два года, в 1994 г., о.Георгий стал также настоятелем больничного храма при отделении гематологии Детской республиканской больницы. Это стало особым служением для интеллигентного священника, знатока мировой литературы и древних языков - быть вместе со страдающими людьми - детьми и их родителями, приезжающими в Москву со всех концов страны и часто остающихся в больнице на годы в ожидании пересадки донорской почки. И это служение о.Георгий также с верностью нес до конца, пока сам не был сражен смертельной болезнью, еще в большей мере позволившей ему сострадать своим ближним в больничном приходе.

Литургическое и пастырское служение на приходе и в больнице о.Георгий по-прежнему совмещал с активной преподавательской, просветительской, отчасти журналистской деятельностью. Он продолжал преподавать на физтехе, в МГУ и РГГУ, в течение нескольких лет много выступал на радио и писал статьи для газеты "Русская Мысль", принимал участие в создании зала религиозной литературы Иностранной библиотеки и т.д. Нередко о.Георгий выезжал за пределы России (во Францию, Италию, в Сурожскую епархию), и эти поездки также носили церковный или ученый характер. Многие лекции и проповеди о.Георгия были превращены в книги или изданы на дисках.

Последние годы жизни о.Георгия были отягчены множеством болезней, из которых рак оказался смертельной. Но это дало о.Георгию те силы, мужество и смирение, которые нередко даются именно через страдание. Возвращаясь после частых лечений в больницах, о.Георгий сразу шел в храм, где служил, много и подолгу исповедовал, проповедовал. Последний раз он смог служить в своем приходе в конце марта, а его последней фотографией стала та, что была сделана на последней литургии: в священническом облачении, с радостной улыбкой и с крестом в руках.

53 года жизни, 15 лет священства, множество людей, любящих о.Георгия и приведенных им ко Христу и в Церковь. Множество сделанных дел. И все это, будем верить, лишь начала вечной жизни и продолжающегося служения, положенного на твердом основании.

Источник: «REGIONS.RU/Новости Федерации»
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>