анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
О душепопечении в российских евангельских церквях

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

В постсоветский период динамика развития евангельских церквей России носила, прежде всего, экстенсивный характер, то есть росла более вширь, нежели вглубь. Открывались церкви, образовывались новые деноминации, Ассоциации, Союзы. Вследствие этого, пасторское служение было ориентировано более всего на проповедь и работу с новообращёнными, которые, естественно, хотели узнать побольше и о Библии, и об особенностях вероучения евангельской церкви.

Таким образом, как правило, на душепопечение (особенно с теми, кто уже имел хоть какой-то опыт христианской жизни) у пастора зачастую просто не оставалось ни времени, ни сил. В результате именно эта сфера сейчас, возможно, является наиболее слабым звеном пасторского служения.

Осознав нужду в душепопечителях, многие церкви и деноминации попытались «экстренно» подготовить таких работников. Для этой цели проводились и проводятся семинары, различные краткосрочные курсы, издаётся довольно много специальной литературы. Эта работа позволила хоть как-то помочь восполнить отмеченный пробел. В то же время, открылись и определённые сложности. О некоторых из них хотелось бы сказать особо.

Кадры решают всё?

В связи с резким ростом количества церквей за последние полтора десятка лет обозначилась явная нехватка подготовленных служителей. В ряде случаев на пасторское служение избирались (или назначались в зависимости от формы церковного управления) те, кто просто менее активно, чем другие отказывался взять на себя это бремя. При таком дефиците служителей качества и способности кандидата (в том числе к душепопечительской работе) уходили на второй или даже третий план.

Служитель, осознавая то, что не имеет ни достаточных способностей, ни достаточных знаний для индивидуальной работы с прихожанами, сосредотачивался более на организационно-административной части служения. На индивидуальные встречи, беседы, консультации с людьми при этом уже не оставалось времени. Стали очень активно развиваться другие формы церковного служения, которые могли как-то компенсировать этот дефицит. Множились так называемые «малые группы», где верующие собирались не только для совместного изучения Библии и молитвы, но и для взаимной поддержки друг друга, взаимных консультаций в сложных житейских вопросах.

Подобное, несомненно, можно только приветствовать, но всё-таки такая форма душепопечительской работы в церкви должна быть в дополнение к пасторскому душепопечению, а не вместо него.

Душепопечение-лайт

Очевидный недостаток опытных душепопечителей ставил перед евангельскими церквями задачу, которую необходимо было решать. И решать по возможности быстро. Как нельзя лучше эту проблему в определённой мере помогали преодолеть различные краткосрочные курсы по душепопечительству и книги по соответствующей тематике.

В связи с тем, что времени на серьёзное изучение вопросов, связанных с душепопечением не было, предпочтение отдавалось книгам и курсам, где предлагался максимально упрощённый и стандартизированный подход к решению проблем личности.

Книги давали практические общие рекомендации, как и что следует советовать человеку, попавшему в ту или иную сложную ситуацию. Проводились и различные семинары по душепопечению, где в несколько занятий надо было вместить так много, что всё, как правило, заканчивалось общими стандартными советами.

Такой алгоритмизированный подход к решению сложных вопросов в какой-то мере позволял хоть как-то восполнить нехватку душепопечителей в церквях. Однако это часто приводило к тому, что душепопечитель или консультант не столько пытался лучше понять человека, обратившегося к нему, увидеть его индивидуальность, сколько определить, образно говоря, в какую из пяти групп, о которых он прочитал в книге «клиента» следует отнести и какую из трёх форм беседы, предложенных на семинаре, следует избрать.

Культурные различия

Другой оборотной стороной некоторых курсов и книг стало то, что многие (если не все из них) были переводные. Тут дело, впрочем, не столько в языке, сколько в иной культурной среде. Не всегда предлагаемые в книгах примеры или, скажем, способы решения конфликтов, которые были совершенно органичными для одной страны, могли быть адекватно восприняты в иной культурной среде. Причём это касалось и базовых принципов душепопечительской работы.

«Кальковый» подход в подобных вопросах всегда ощущается. Думаю, что многие не согласятся с тем, что я сейчас скажу, но, тем не менее, приведу один пример. Отношение к вопросам, связанных с полом, в разных культурах разное. Так в североамериканской культуре традиционно настороженно относятся ко всему, что так или иначе может связываться с отношениями между полами. То, что совершенно спокойно воспринимается где-нибудь в Германии или Финляндии выглядит неуместным для американской культуры (например, семейное посещение сауны).

Непременные стеклянные двери кабинетов при встречах мужчины и женщины, отказ мужчины пастора побеседовать наедине с женщиной, пришедшей к нему за консультацией, - вполне понятны в американской культурной среде, причём, не только в христианской. Конечно, при желании можно легко найти какие-нибудь обоснования подобной практики. Тем не менее, такой подход выглядит не очень органичным в рамках российских (и не только) культурных традиций.

В результате сегодня многие служители, из числа тех, кто азы душепопечения изучал на подобных семинарах, когда к ним за советом обращается, например, женщина или семейная пара, настаивают, что не могут беседовать наедине, подразумевая, что непременно должна присутствовать ещё и супруга служителя. По понятным причинам подобная практика многим прихожанкам и семейным парам не кажется приемлемой и перспектива того, что наболевшие вопросы надо будет обсуждать не только с пастором, но и с его женой, отпугивают их.

В заключение замечу, что, на мой взгляд, наивно полагать, что душепопечителем может стать каждый, прослушав краткий курс по консультированию или прочитав несколько пусть и очень хороших книжек по популярной психологии, написанной христианами. Душепопечение это дар, который даётся не каждому. С другой стороны, как любой другой дар, он нуждается в развитии. Для этого необходимо изучать и психологию, и богословие, и педагогику, и культурологию и, конечно, опыт, наработанный годами в этой сфере. Причём опыт не только протестантский.
Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов
  Следующие 20 >>