Свиной грипп поразил Украину и уже добрался до России. На данный момент сообщается о тысячах заболевших и тридцати смертельных случаях. Большинство заболевших уже выздоровели. И вообще, нынешняя эпидемия, по видимому, ничем не будет напоминать знаменитую «испанку» 1918-19 годов, выкосившую пятьдесят миллионов человек.
Медицина с тех пор сделала большие успехи, войны и разрухи, свирепствовавшей в то время по всей Европе, у нас нет, мы гораздо лучше питаемся и в целом здоровее — так что поводов для паники нет никаких. Следует принять разумные меры предосторожности, о которых говорят врачи, и этого, пожалуй, достаточно.
Но все же эпидемия болезни — это некоторое напоминание. Каждый из нас мог оказаться одним из этих четырнадцати — или одним из гораздо большего числа людей, умирающих от несчастных случаев, сердечных приступов или еще каких-то причин. Более того, как это заметил К. С. Льюис, эпидемии и войны не влияют на статистику смертности; из каждых ста человек в конце концов умирают сто.
Христианские святые и даже языческие мудрецы призывают нас помнить о смерти. Корни латинской фразы «memento mori» (помни, что ты умрешь), теряются где-то в глубине веков. В этом напоминании не было ничего «готического», ничего «хеллоуинского», никакого кокетливого заигрывания с гробами, черепами и прочей кладбищенской символикой. Не было в ней и мрачного уныния, хотя средневековые художники любили помещать это напоминание на фоне символов мирского веселья.
«Где стол был явств там гроб стоит» - говорит поэт, вслед за многими другими, и мы ничего не поймем в подобных словах, если подумаем, что их цель — испортить нам аппетит. Напротив, эти слова открывают нам путь к миру и радости.
Мы призваны не изгонять из своего сознания мысль о смерти, а найти такой взгляд на мир, в котором наша жизнь и смерть, радость и скорбь, молодость и старость встанут на место, как вправленный после вывиха сустав. Мы призваны обрести надежду, сознание цели и смысла, понимание того, что мы делаем здесь и куда мы отправимся после этого.
Несколько лет назад я присутствовал на отпевании пожилой благочестивой женщины. Священник (это был отец Георгий Чистяков), вместе с несколькими мирянами пел над ее гробом слова древнего гимна: «Блажен путь, воньже идеши днесь душе, яко уготовася тебе место упокоения». Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо приготовлено тебе место покоя.
У нас может быть или не быть достаток, у нас может быть или не быть известность, у нас может быть или не быть все, что люди находят ценным и желанным. Но единственное, что, в конце концов, важно, это то, есть ли у нас Спаситель. Именно это определяет, блажен ли путь, в который идет наша душа.
Господь Иисус обещает своим верным: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14:3). Апостол Павел, постоянно смотревший в лицо жестокой смерти, говорит: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23). Но отношения со Христом — это не страховка на случай смерти; это то, что «вправляет нашу вывихнутую жизнь», научает нас отличать важное от неважного. Это то, что освещает каждую минуту нашей жизни уже здесь и сейчас.
И напоминание о смерти это не попытка испортить нам настроение. Это попытка побудить нас задуматься о самом дорогом и важном в нашей жизни; о Спасителе, который возьмет нас за руку и поведет по жизненному пути, и, когда придет время, переведет нас через реку смерти. Когда мы обратимся к Нему в покаянии и вере, мы обретем мир и радость, и путь наш будет блажен.